Как уже было ранее замечено, специфика истории как сознательной деятельности людей состоит в том, что она не может быть восстановлена по своим материальным следам, точно так же как и характер человека не может быть восстановлен по его бренным останкам. Но мы все-таки можем до известной степени восстановить культуру древних обществ. Культура же есть, с одной стороны, результат предшествующей деятельности человека (общества), с другой стороны, она влияет на дальнейшее развитие общества. В этом смысле можно говорить об обществе как о «социокультурном образовании». Значит, анализируя историю общества, мы не можем не учитывать влияния на нее культуры общества. При этом культура общества исторична – она изменяется по мере изменения общества. Однако построение концепции, адекватно отражающей объективные закономерности смены культурных эпох, является чрезвычайно трудным делом. История и культурология сопротивляются «перетаскиванию» их в разряд «генерализирующих» наук.
Одной из наиболее важных проблем культурологии является проблема преемственности в развитии культуры. Подчеркивая момент преемственности, мы не должны также забывать о моменте новации в культуре. Далее, нужно различать преемственность непрерывную и прерывную. Практически непрерывной выглядит преемственность в развитии культуры быта, особенно в так называемых «традиционных обществах». Язык также является примером непрерывной преемственности. Типичным примером перерыва в плавном развитии культуры является западно-европейское Возрождение. Хотя и здесь речь не идет о следовании абсолютно новым культурным образцам – ибо в эпоху Возрождения возрождаются образцы эпохи расцвета греческой и римской цивилизаций.
Следует также различать преемственность непосредственную и опосредованную. Например, в эпоху Возрождения в Италии возрождалось наследие Рима, т.е. культурные образцы непосредственно того же самого региона. Напротив, во время более позднего так называемого «Северного Возрождения», в эпоху Реформации, имел место отклик на изменение в культурной жизни южных соседей, т. е. здесь имела место преемственность в культурном развитии Германии, Швейцарии и пр., опосредованная итальянским Возрождением.
И здесь мы подошли к еще одной важной проблеме – проблеме взаимодействия культур. Взаимодействие культур тоже можно охарактеризовать как преемственность, относящуюся к процессу развития двух или более культур. Например, выясняется, что в истоках такой древней культуры как библейская культура еврейского народа имеется много заимствований из культуры соседних народов – т. е. древнеегипетской, вавилонской, шумерской культур. В свою очередь, библейская культура оказала влияние как на христианскую, так и на мусульманскую культуры. Имело место также и обратное воздействие. Особо очевидно такое обратное воздействие в наши дни.
Однако современное состояние культуры характеризуется многими исследователями как весьма специфическое. Еще О. Шпенглер зафиксировал разрыв между культурой (духовностью) и цивилизацией (интеллектуальностью). По Ч.П. Сноу, имеет место разрыв между гуманитарной культурой и научной культурой, базирующийся исключительно на НТП. Выходит, что старое различие «наук о природе» и «наук о Духе» (Гегель, Дильтей, Виндельбанд, Риккерт) не стерлось с годами, а напротив, стало более явным. Результатом разрыва является образование двух противостоящих друг другу групп людей: к первой группе относятся «гуманитарии», невежественные в естественно-научном отношении, а к другой – нравственно и эстетически необразованные «технари». Вторая группа, разумеется, имеет огромный перевес – как по влиянию на «массовое сознание», так и просто по числу членов. Таковы издержки «узкой специализации» в современном обществе.