Природа – в широком смысле слова – это весь окружающий нас мир. В узком смысле слова – понимается в соотношении с понятием общества: природа – весь материальный мир, за исключением общества, совокупность естественных условий его (общества) существования. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей понимается в этом случае как обособившаяся часть природы, находящаяся с ней в неразрывной связи. Взаимоотношения между обществом и природой можно рассматривать как проблему; экологическую проблему, в частности, поскольку мы рассматриваем природу как место нашего обитания[76]:
a) с одной стороны, человек в его нынешней форме не может существовать и развиваться вне природной среды. С другой: на всем протяжении своей истории человек как будто старался отделиться от природы, демонстрируя пренебрежение потребностями выживания и приспособленности к природе с ее законами в пользу потребности в смысле. А смысл "перпендикулярен" любым причинно-следственным цепочкам, в том числе тем связям причин и следствий, которые позволяют выживать биологическому виду. В лучшем случае смыслопорождающая активность сознания может стоять у начала реализуемых в конкретной действительности причинно-следственных целей;
б) не только человеческое общество, т.е. человечество как вид, является частью природной среды, человек как индивид отчасти – биологическое существо. Однако только незначительная часть человеческой деятельности носит биологический характер. Поэтому биологические механизмы не срабатывают как регуляторы человеческого поведения. Судьба доступного нашему влиянию мира действительно зависит от вопросов духовного порядка – вот одно из изумительнейших открытий современности. Возможно тем, что история осознания этого факта достаточно непродолжительна, можно объяснить особую актуальность и остроту экологической проблематики в настоящем, – идее сознательной регуляции численности человеческой популяции, например, не более двух столетий[77]. Хотя, безусловно, это не может быть единственной причиной повышенной конфликтности отношений человека и природы;
в) природа безразлична нам – в этом источник "легкости" наших с ней взаимоотношений в отличие от отношений интерсубъективных.
В наших взаимоотношениях никогда не будет достаточного напряжения для того, чтобы постоянно удерживать внимание человеческого сообщества на неотложности обращения и зова природы. Природа никогда не будет достаточно значима для этого;
г) любая форма жизни стремится к экспансии. Специфика, отличие человека в том, что он развивается не экстенсивно, а интенсивно; не в одной плоскости (природе, географической среде, равным образом не только в обществе или культуре) но прорывает пределы любой установившейся среды. Соответственно не существует такого контура обратной связи, который вполне отрегулировал бы взаимоотношения человека и природы. Отношения человека и природы должны регулироваться внеприродным способом, – в этом заключается корень экологических проблем;
д) природа живет в мире конечных величин, развитие же человечества постоянно трансцендирует положенные ему пределы. В этом и исток проблемы и зародыш ее возможного решения. Ведь возможен отказ и от традиционных эгоистических, пренебрегающих долгосрочной перспективой и целями выживания и сохранения стратегий поведения, и от некоторое время доминировавших ценностей (например, прибыль, успех любой ценой). А значит, среди множества других видов и форм жизни, возможна и жизнь человечества – в малом и хрупком, конечном, но безграничном мире.