"Творчество" является сложнейшей философской категорией еще со времен А. Бергсона, который уже в XIX веке фиксировал[65]
парадоксальное сочетание в процессе творчества случайности и длительности, синтеза и анализа. В целом феномен творчества сегодня можно определить как процесс перманентного выхода за пределы наличного знания, наличных потребностей (интересов), наличного опыта и созидание на границах этого выхода новых продуктивных знаний, новых продуктивных потребностей (интересов) и нового продуктивного опыта. Реализация творческой деятельности в "вещах" – лишь частный случай осуществления творческой деятельности вообще, и потому творчество в медицине проявляется не столько и не только в создании новой техники, в новых лекарственных средствах, но и в новых методиках диагностики и лечения, а также – в формировании уникальных стилей продуктивного взаимодействия между врачом и пациентом.
Творчество – это всегда превышение исходного уровня деятельности уникальным, но чрезвычайно эффективным образом. Любые творческие профессии требуют, помимо научно фиксируемой методологии деятельности, и "искусства", т. е. личностной неповторимости специалиста в процессе своей профессиональной реализации. "Социальный работник" относится к числу профессий, восходящих в своих определениях не к терминологическому, но к категориальному[66] ряду: художник (в широком смысле этого слова), философ, педагог.
Профессий такого рода в обществе немного, их объединяет прежде всего принципиальная возможность продуктивного осуществления профессиональных функций дилетантами[67]. "Продуктивный" дилетантизм, принципиально невозможен, например, в бухгалтерском, брокерском деле, в инженерной профессии или за токарным станком, поскольку в этих профессиях преобладают линейные, равновесные связи, которые можно поддерживать только на основе усвоенных репродуктивных знаний и навыков.
В искусстве, философии, педагогике, медицине и социальной работе преобладают отношения неравновесности. Это преобладание неравновесности ("определенной неопределенности") структурных отношений системы на уровне Бытия Человека, на уровне существования личности, обычно описывается в педагогике и психологии понятиями "саморазвитие", "наращивание когнитивного потенциала", "творческая одаренность" и т. п. Расширенное саморазвитие и есть творчество, творчество личности. Но "саморазвивается" не только человек. Саморазвивается и общество в целом. Суть этого саморазвития, т. е. развития на основе самоорганизации и самоинициирования дальнейших изменений, состоит в способности человека строить свою жизненную стратегию различным образом, в том числе и таким, при котором доходы от предпринимаемой им деятельности намного превышают затраты на эту деятельность. Иначе говоря, человек творческой профессии способен строить свою жизнедеятельность весьма произвольно, но эффективно.
Достигается "прибыльность" человеческой жизнедеятельности за счет того, что человек научился упрощать не функции, а виды деятельности. Животные (кроме птиц и насекомых[68]), в ходе биологической эволюции углубляют специализацию органов и систем, тем самым упрощая их функции. Человек творческий весьма целенаправленно создает средства, позволяющие ему, не изменяя своей морфофизиологии и иерархического статуса в обществе, получать продукт, необходимый ему для поддержания жизненного тонуса, с минимальной затратой сил. И именно это состояние и является нормой его жизнедеятельности в целом.