Прежде чем говорить о методах научного познания, следует определиться в том, что является общим в объектах различных наук.
Это общее – научный факт. Под фактами в науке понимаются результаты особого вида идеализации, которые можно выделить из окружающей действительности, воспроизвести многократно, проверить разными способами и однозначно использовать практически. Именно при выделении, отборе и проверке фактов используются различные философские подходы, идеи и гипотезы, изменяются и уточняются теоретические понятия наук, строятся научные теории.
Методы научного познания – это те приемы и операции, которые используются в науке для выделения, воспроизведения, проверки и использования научных фактов. Оснований для классификации научных методов на группы может быть несколько. В настоящее время в науке успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Так, в зависимости от места и роли в процессе научного познания можно выделить эмпирические и теоретические методы. К ним относятся: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификация, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, использование и построение теорий, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.
Наблюдения, эксперимент и измерение относятся к методам эмпирического уровня научного познания. Эффективность методов эмпирического познания определяется прежде всего легкостью проверки достоверности выделяемых фактов при определяемых условиях.
Теоретические методы исследования эффективны по критерию их достоверности, поскольку теоретические результаты всегда распространяемы и на те факты, которые выделяются в силу разных причин в условиях неполной определенности. Вместе с тем следует отметить, что деление методов на "эмпирические" и "теоретические" в значительной мере условно, поскольку любой метод разрабатывается на основе какой-то теории, а теория обязательно должна пройти пусть и сверхсложную и опосредованную, но проверку на эмпирическом уровне.
Одним из наиболее распространенных и простейших методов образования общих теоретических положений является метод обобщений, т.е. исследование таких связей, свойств и отношений предметов и явлений, которые характеризуют не один какой-то предмет или процесс, а целый класс однородных в данном отношении фактов (этот метод реализуется через анализ соотношения единичного, особенного и общего).
Большое значение в теоретическом познании имеют исторический и логический методы. Диалектический принцип познания предполагает единство исторического и логического, поскольку исходит из понимания, что сложное явление может быть раскрыто и понято, если выяснено, при каких обстоятельствах и в каких условиях оно возникло, какие этапы исторического развития прошло, каким оно было в прошлом. Только в таком случае откроется возможность определить то, чем оно является в настоящем и как оно будет развиваться в будущем.
В тесной связи с историческим и логическим методами находятся индуктивный и дедуктивный методы познания. Индуктивным называется такой метод познания, при котором общий вывод делается из частных посылок. В процессе познания в этом случае наше мышление совершает восхождение от частного, единичного, конкретного к общему. Например, И.М. Сеченов (1829–1905) приводит следующее индуктивное доказательство положения о том, что все высшие проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение: "Смеется ли ребенок при виде игрушки; улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине; дрожит ли девушка при первой мысли о любви; создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение… Итак, все внешние проявления мозговой деятельности, действительно, могут быть сведены на мышечное движение"[42].
Индукция широко применяется в научном познании и ее основой является опыт. Суть этого метода – в переносе свойств известных фактов на неизвестные. Главная проблема индуктивного метода – установить право знания отдельных фактов переносить на другие факты того же рода. Для решения этой проблемы необходимо использовать другие методы познания, например, дедуктивный. Дедуктивным называется научный метод получения частного вывода из более общего положения. Дедукция и индукция только тогда дают достоверные результаты, когда применяются совместно и дополняют друг друга на разных этапах научного исследования.
Аналитический и синтетический методы. Анализом называется такой метод познания, при помощи которого исследуемый факт мысленно расчленяется на составные части для изучения их в отдельности. Синтезом называется такой метод познания, когда происходит мысленное соединение составных элементов изучаемого факта и их свойств с целью познания факта как единого целого. Анализ и синтез взаимно дополняют друг друга и требуют своего последовательного применения на всех этапах научного исследования.
Восхождение от абстрактного к конкретному. Выше уже говорилось о значимости процедуры абстрагирования для осуществления процесса познания. Способность человеческого мышления абстрагироваться от целостного (конкретного) восприятия является предпосылкой формирования знания о существенных связях, отношениях и сторонах изучаемого факта. Но процедура абстрагирования имеет максимальную значимость лишь в том случае, если полученные в результате первичного анализа абстракции впоследствии будут синтезированы в целостность (познанную, с выявленной структурой и функциями, с определенным содержанием и формой и т. д.).
Метод формализации (и его разновидность – аксиоматический метод) позволяет в символьной форме выявить количественные отношения и пространственные формы таких научных фактов, которые невозможно зафиксировать в языке иным способом (например, математические формулы).
Таким образом, существуют различные классификации научных методов, и каждая из них основана на разных критериях: есть классификации по критерию "содержательные – формальные", "методы исследования и изложения", "количественные и качественные", "методы непосредственного и опосредованного познания", "оригинальные и производные" и т. д.