1 Содержательная специфика понятий «информация», «сознание», «мышление», «познание»

Понятия "информация", "сознание", "мышление", "познание", "дух", "интеллект", "идеальное" и др. фиксируют свойства и признаки явлений и процессов одного класса, но не являются синонимами, поскольку акцентируют разные аспекты и стороны одного и того же феномена.

В повседневной речи понятие "информация" употребляется для обозначения некоторого набора сведений, циркулирующих в обществе: научных и технических знаний, художественных образов, профессионального опыта, политических, религиозных, моральных и прочих воззрений, вырабатываемых, передаваемых и получаемых людьми. Но информационные взаимодействия существуют и в природе: животные получают информацию об опасности из разных источников; информационный обмен существует на клеточном уровне и т. д. Информацию можно определить как способ упорядочения взаимодействий структур системы с неупорядоченной средой, как способ взаимодействия со средой в условиях помех для взаимодействия. Информация – средство сохранения целостности системы, вырабатываемое и транслируемое системой в виде сигналов, работающих по принципу "обратной связи". Информационное поведение может осуществляться системами в разных формах, и сознание – одна наиболее сложная из них.

Сознание – имманентное, атрибутивное (неотъемлемое) свойство высокоорганизованного бытия, позволяющее реалистически, но активно-творчески преобразовывать окружающий мир в соответствии с имеющейся информацией о мире и поставленными целями. Понятие сознания является родовым прежде всего по отношению ко всем действиям человека, которые он совершает в сфере идеального. Оно описывает феномен активно-творческого отношения человека к миру в общем виде, фиксируя специальным образом лишь самые общие черты проблемы – историческое происхождение, меру зависимости от материального носителя, основные способы существования и проявления, механизмы и критерии содержания и т. п.

Общепризнанно, что сознание – способ жизнедеятельности человека, требующий умения путем мыслительной деятельности строить и краткосрочную, и долгосрочную программу целенаправленных действий, независимых (или не вполне зависимых) от давления внешней среды. Биологическими предпосылками этой способности у человека являются развитый мозг, развитые для тонкого манипулирования верхние конечности и гортань, позволяющая модулированное и артикулированное звукопроизношение. Социальными предпосылками данной способности является необходимость в передаче членам сообщества той части индивидуального опыта, который невозможно передать биологическим путем, т. е. по наследству.

Признание всех вышеперечисленных свойств сознания и его предпосылок в качестве исходных принципов исследования проблемы сознания в целом позволяет сформулировать и методологические установки, на базе которых возможно логически последовательным образом поставить и исследовать проблему функционирования сознания, другими словами – проблему познания.

Познание, таким образом, можно определить как "сознание в действии", как процесс последовательно-целенаправленного (т. е. сознательного) движения индивидуального и коллективного знания. Общей целью познания при этом является постижение истины, достижение которой и является результатом "правильно" направленной деятельности сознания.

Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой его исследования, является положение о сознании как активно-творческом отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает необходимость объяснения творческой сущности мышления (под мышлением обычно понимают "сознание в действии" без акцентирования момента его целенаправленности). Понятие "творчество" подчеркивает неоднозначность ответной реакции сознания на внешние воздействия. Вопрос "где истина?" – не случайно постоянный вопрос философии во все времена. Если мышление "неоднозначно по определению", можно ли верить в его достоверность даже при условии наличия цели мышления?

К слову сказать, само умение сознания ставить цель заслуживает специального осмысления. Еще в Греции это умение сознания было сформулировано как парадокс: "Как мы можем искать то, чего совсем не знаем; а если знаем, Что нам искать, то зачем тогда искать"?

Дело в том, что мышление (сознание) начинает работать в режиме познания лишь в том случае, если оно "определило" наличие проблемной ситуации. Если проблемной ситуации, предполагающей многовариантное решение, в наличии не имеется, сознание попросту бездействует ("спит"), а человек если и действует при бездействующем сознании, то только на основании инстинктов и/или рефлексов, как животное (т. е. – "бессознательно").

С.Л. Рубинштейн определил проблемную ситуацию как ситуацию, в которой неизвестное дано не прямо, а через личностное отношение к тому, что содержится в данной ситуации. Иными словами, искомое в мышлении дано не прямо, а опосредованно в виде условий задачи, которую необходимо решить. При этом "условиями" задачи являются известные факты (информация, знание), сопоставление (анализ, синтез и/или обобщение) которых позволяет получить новое знание. Отсюда можно вывести и основной алгоритм мышления (познания): для решения любой познавательной задачи необходимо сначала найти, а затем заполнить "пробел" в знаниях, который всегда выступает в виде внешнего противоречия требований задачи и ее условий.

Неизвестное обнаруживается через свою связь с тем, что известно. Область поисков истины, таким образом, в мышлении сведена к логическому навыку формулировки для самого себя так называемого "недоступного" вопроса, который может быть сведен мышлением к последовательному ряду доступных для самого себя вопросов. "Доступными" при этом называются вопросы, ответы на которые мышлению относительно легко получить с помощью известной для него (или – "доступной") информации.

Добавить комментарий