Понимание под главной характеристикой бытия процессов изменчивости самих изменений предполагает, что в его структуре наличествует целый класс объектов, в которых неравновесность, асимметрия и стохастичность преобладают над статикой, симметрией, равновесностью и упорядоченностью изменений.
В целом этот класс объектов определен в теме "онтология" как "субъективная реальность". В субъективной реальности, в свою очередь, логически можно выделить слой, в котором "определенная неупорядоченность" изменений прямо определяется "объективированным носителем изменений", т. е. таким субстратным основанием, которое само по себе достаточно жестко упорядоченно, предсказуемо, равновесно и в доминирующей своей части статично. Под таким субстратом обычно подразумевается природа, или "материя", и слой, не имеющий такого "упорядоченного субстрата".
Ту часть субъективной реальности, которая может осуществляться только при условии наличия материального носителя, но в которой "неупорядоченность" изменений устойчиво преобладает над их "упорядоченностью", мы и станем называть сознанием. Тема сознания тесно переплетена с проблемами бытия, языка, познания, человека и
общества.
Проблемой выявления сущности сознания, его природы, функций и механизмов на протяжении всей истории философии занимались многие мыслители. Пожалуй, наиболее удачно в общем виде проблема сознания поставлена в "Теории отражения", решавшей простой, но предельно точный вопрос: "Если в бытии существует всеобщая связь явлений и процессов, т. е. определенное единство, то на основе какого свойства материального бытия мог сформироваться феномен сознания"?
На поставленный ею самой вопрос теория отражения отвечает
следующим образом (см. табл.):
Таблица
Эволюционное формирование сознания в структуре бытия
уровни организации материи | формы движения | вид отражения (реакция на взаимодействие с другими объектами и собственными элементами) |
Неживая материя (природа) | Механическая, физическая, химическая | пассивное |
Живая материя (природа) | Механическая, физическая, химическая, биологическая | активное |
Социально-организованная материя (человек и общество) | Механическая, физическая, химическая, биологическая, социально-организованная | активно-творческое |
Сознание, согласно теории отражения, присуще не всей природе, т. е. не всему материальному миру, а только той его части, которая обладает соответствующей сознанию по сложности структурной организацией.
Таким образом, эволюционные предпосылки возникновения сознания следует искать в живой природе, которая, пойдя в ходе своего развития (движения) по пути усложнения структурной организации как своих элементов, так и их структурных взаимодействий, подвела живую природу к необходимости формирования сознания.