Неотъемлемые свойства субстанции в философии называются атрибутами. Под субстанцией в современной философии чаще всего признаются материя и дух. Под материей принято понимать
объективную реальность, данную нам в ощущениях и существующую независимо от нашего сознания; а под Духом (сознанием, идеей) – субъективную реальность. Но помимо Духа и Материи в мире существует и Человек, который, вне зависимости от времени и причин своего исторического происхождения на Земле, является творцом (или субстанцией) бытия Настоящего. По сути, человек может быть признан третьей классической субстанцией бытия, получающей свою качественную специфичность в акте синтеза Материи и Духа, не имеющих начала и постоянно взаимодействующих друг с другом. Триединая субстанция на разных уровнях и в разных формах своего проявления меняет соотношение своих составляющих, а основным, общим, предельным атрибутом имеет движение.
"Движение" в философском значении этого понятия – это "изменение вообще". В мире нет ничего абсолютно постоянного: покой – лишь временное и относительное состояние вещей и явлений. Например, камень находится в покое относительно берега, на котором лежит; но он изменяет свое положение относительно солнца. Кроме того, камень не вечен, хотя период его стабильного состояния в окружающей среде гораздо длительнее, чем, например, у травинки или пня.
На разных уровнях проявления бытия движение существует в разных формах и осуществляется в разных направлениях. Например, тот же камень, если он состоит из углерода, может не только быть структурно организованным в виде графита или алмаза, но и, при соответствующих условиях, превращаться из одного в другое. Не исключена возможность конечной трансформации данного камня и в живое существо, только для этого потребуется значительное время.
"Движение" – всеобщее понятие, характеризующее всякое изменение; более узкими и направленными понятиями являются "взаимодействие" и "развитие". Понятие "взаимодействие" указывает на направленность движения относительно чего-то без описания качества этого изменения; категория "развитие" фиксирует изменение объекта во времени. Развитие может быть прогрессивным, т. е. усложняющим объект в процессе его изменения во времени; регрессивным – упрощающим его; эволюционным или инволюционным, т. е. фиксирующим направленность характера изменений во времени; революционным (скачкообразным). Степень определенности изменений фиксируется понятиями "направленность" и "направление" движения. "Направление" отображает качественную определенность изменений; а "направленность" – меру неопределенности. Большинство видов движения обратимо.
Существует множество классификаций видов движения, наиболее распространенные – по уровням организации бытия (материи и духа). Так, в неживой природе существуют механическое, физическое и химическое движения; в живой природе – они же, плюс биологическое; в обществе – механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное… Каждый из видов обладает своими специфическими закономерностями и несводим один к другому.
Скорость изменений (движения) также является атрибутом субстанции. Качественная характеристика движения отображается понятиями пассивность и активность. Активность выступает как самодвижение системных объектов, которое определяется не внешними для системы, "экстернальными" причинами, а внутренними, имманентными ей факторами организации. Активность свойственна только тем системам, самодвижение которых имеет форму информационной саморегуляции и проявляется как самоорганизуемое поведение в среде существования, направленное на самосохранение в ней путем направленной (векторной) адаптации.
Количественные характеристики скорости (интенсивности) движения фиксируются понятием "время". "Время", так же, как и "движение" – категория, т. е. понятие, которое имеет не только научно выверенное содержание, но и проблемные моменты. Относительно "времени" достоверно можно утверждать только то, что это – порядок расположения объектов бытия один после другого; не вполне ясно – существует ли время в одном единственном виде (порядке), или, действительно, различие, например, физического и психологического времени имеет объективную основу и качественный характер; однонаправлено оно или разнонаправлено и т. д.
В обществе категория "время" имеет основополагающее значение: человек, развиваясь быстрее окружающей среды, находит устойчивость своего существования только в различении Прошлого, Настоящего и Будущего, опираясь в своем сверхинтенсивном изменении на знания из прошлого и настоящего, а также – на свои представления о будущем. Но это различение времени человеком осуществляется в разных культурах принципиально по-разному: пролетарская культура, например, живет преимущественно Будущим; Античная Греция фиксировалась только на Настоящем (в Древней Греции потому не было ни гаданий, ни астрологии, ни летописей); Конфуций провозгласил, что "Миг и Вечность – одно и то же"; "традиционные" общества живут преимущественно прошлым и его законами; и т. д.
Не менее загадочна категория Пространства. В достоверном определении понятия пространства можно утверждать, что "пространство" – это порядок расположения объектов один после другого; но более подробная дефиниция до сих пор невозможна. Даже физическое пространство, имеющее свойство обратимости (эффект "Черных дыр", пространство неевклидовой геометрии и т. п.), до конца не исследовано наукой. А в человеческом бытии фиксируются еще "культурное", "психологическое", "виртуальное", "духовное" пространства… Пространство культуры, например, характеризуется тем, что оно строится на основе физического пространства, т. е. евклидовой геометрии, но произвольным (субъективным) образом, и имеет не фиксируемые естественно-научные методы, но очевидные для нашего восприятия, качественные отличия. "Пространство культуры" может иметь, и имеет, "физические" маркеры типа архитектурных сооружений и декора, особенностей бытового устройства и письменности; но оно включает в себя также лишь частично материализуемые элементы: обряды, танцы, язык и т. п.; а главное – нечто "неуловимо идеальное", которое позволяет нематериализованным, но явным образом воспроизвести собственное культурное пространство в абсолютно нетождественной исходной физической среде (например, можно оставаться "русским" и в Австралии, усвоив местный язык, местные обычаи и т. п.).