После Великой Октябрьской революции 1917 г. в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже – сталинизма и марксизма – ленинизма. Но и в этих условиях философские изыскания советских философов не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии. Наиболее плодотворными попытками ухода от идеологизации философии в этот период явились работы по историко-философской проблематике, а также вопросам эпистемологии, философской антропологии, логики и философии науки.
Материалистическая традиция в советской философии прошла два периода: первый связан с развитием собственно марксистской философии, второй связан с эволюцией идей в историко-философской и абстрактно-логической сферах. Первый период связан прежде всего с именами В.И. Ленина (1870–1924), Л.Д. Троцкого (1879–1940) и
Н.И. Бухарина (1888–1938). Эти мыслители имели широчайший кругозор, высокий интеллект и развитую интуицию, осознавали суть и значение философской проблематики для практической деятельности человека, отлично владели методами научно-исследовательского анализа. Проблемы бытия и развития, теории познания и логики, вопросы общественного прогресса и специфики личности – таков диапазон их философских интересов. Несомненным лидером марксистской философии этого времени был В.И. Ленин. Непрекращающаяся и в начале 3 тысячелетия критика его идей служит достаточно весомым доказательством их ценности (стоит напомнить, что понятие "ценность" не является тождественным понятию "истинность").
Второй этап начался со второй половины 50-х годов ХХ века.
В этот период проявили себя как философы мирового уровня
А.Ф.Лосев (1893–1988), Э.В. Ильенков (1924–1975), Ю.М. Лотман (1922–1995), А.А. Зиновьев (1922). Их работы не были ни "однодневками", ни эпигонскими, но сохранили свою актуальность и дискуссионность вплоть до настоящего времени. Именно это обстоятельство и делает их образцами мировой культуры и философии, а не просто примерами развития русской философской мысли.