Оригинальность философской традиции в России проявилась, в числе прочего, в формировании специфического направления, основоположником которого стал Вл. Соловьев. Наиболее выдающимися мыслителями этого направления стали Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, Д.С. Мережковский, Л. Карсавин, Н. Лосский, С. и Е. Трубецкие, Н. Федоров, П. Флоренский, С. Франк, Л. Шестов, В.Ф. Эрн, В. Розанов, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев. Особое место в развитии этого направления заняли идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, реализованные ими в художественных произведениях.
Русская религиозная философия формировалась в виде оппозиции рационализму западной философии и идеализму спекулятивной (аристотелевско-гегельянской); как реакция на эмпиризм позитивизма, утопизм марксизма и индивидуализм ницшеанства. Мыслители данного направления пытались понять, объяснить и принять действительность в соответствии с национально-культурным мировоззрением и православной традицией, зиждущейся на вере в нерациональную возможность постижения истины. Сомнению была подвергнута прежде всего вера в безграничные возможности разума, на которой построена вся классическая философия Запада. Софийность ("София" – понятие, введенное Вл. Соловьевым), соборность, всеединство на долгие годы стали главными идеями русской философии.