Философская позиция известного русского мыслителя П.Я. Чаадаева, которую, к сожалению, часто характеризуют как "свободную от эмпирической достоверности" и "умозрительную от первого до последнего тезиса", "не содержащую и толики истинного знания о России"[13], заключалась в том, что он считал историю России идущей вне магистрального пути других народов. Своеобразие России состоит, по Чаадаеву, в том, что она асинхронна как Западу, так и Востоку, и, более того, находится вне осевого времени данных народов и вне присущего им культурного пространства. Если отвлечься от конфессиональных и культурологических западных пристрастий Чаадаева, то в своих пространственно-временных характеристиках России ("она не принадлежит ни Западу, ни Востоку") он близок к современному пониманию истории не только российского народа, но и самой логики российского историко-философского процесса.
Уже С.Л. Франк в своей работе "Русское мировоззрение" отмечал, что "типично русская точка зрения на душу состоит в том, что душа мыслится не как маленький мир внутри тела (в пространстве и во времени), а как некое душевное движение изнутри в мир внешний. Душевные явления, таким образом, образуют особую вселенную, находящуюся в совершенно ином измерении, – неисследимую по своей глубине и богатству содержания, – живут по собственным законам, которые в другом мире бессмысленны и невозможны, здесь же царят с непосредственной очевидностью. Человек, каким он предстает во внешнем мире, видится крошечной частью мирового целого, и сущность его исчерпывается, на первый взгляд, этой видимостью; но фактически тот, кого мы называем "человек", есть в себе нечто неизмеримо большее и качественно иное, чем маленький осколок мира; этот таинственный мир колоссально бесконечных сил, внешне втиснутый в малый объем, и его потаенные глубины столь же мало напоминают о себе во внешнем проявлении, сколь огромные, неизмеримые богатства недр и таящие в себе опасность темные пучины соответствуют незаметному их выходу наружу, соединяющему их со светлым желанным миром земной поверхности"[14].
В целом можно утверждать, что специфика русской философской мысли заключается 1) в достаточно широком спектре методологических оснований философских систем на протяжении всего периода существования философской мысли в пределах "западно-европейская научная методология" – "восточная синтетическая картина мира"; 2) в высоком удельном весе социальной, этической, интуитивистской и религиозной проблематики; 3) очевидная практическая направленность философских воззрений; 4) публицистичность.