Характернейшая черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны (или касты, как называют их в Европе)
1. Брахманы (белый). 2. Кшатрии (красный). 3. Вайшьи (желтый). 4. Шудры (черный).
Каждая варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна, браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию. Умственный труд – монополия высшей варны – жрецов, брахманов. Воинское поприще – варны кшатриев. Земледельческий, торговый, ремесленный – варны вайшьев. Самый низменный труд – членов варны шудр. Первые три шудры были арийскими, они пришли на территорию Индостана в середине 2 тысячелетия до н. э. А четвертая шудра – это коренное население Индостана. Индцы гораздо чернее всех других и их язык принадлежит к совершенно другой группе. Каждая варна имела свой цвет (см. выше). Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщения к знаниям, а потому назывались "дважды рожденными" и фактически все имели право называться философами, точнее – "предфилософами". Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено, поэтому согласно законам они ничем не отличались от животных.
Первым источником информации о жизни, совместно с археологическими находками, и, соответственно, о философии древнеиндийского общества, является так называемая "ведическая" литература. Веды – это древнейший литературный памятник, который начал складываться в 3 тысячелетии до н. э. Традиционно ведическая литература подразделяется на несколько групп текстов.
1. самхиты (идеологическое основание вед) – это сборники в честь Богов. Их четыре: Ригведа (1028 гимнов, самая древняя часть из которых сложилась стихийно, а остальная часть сочинялась сознательно). Самаведа – древнейшие сборники молитвенных заклинаний; Яджурведа – книга поклонения; Атхарваведа – книга песнопений и магии.
2. Брахманы, содержащие мифологические, ритуальные и иные объяснения к Самхитам.
3. Араньяки, лесные книги для отшельников.
4. Упанишады, основная предфилософия.
Древнеиндийское мировоззрение характеризуется мощным развитием в нем предфилософских форм, т. е. переходных форм от мифологического к философскому мировоззрению. Такая предфилософия зарождается уже в Ригведе, но, разумеется, в ее позднейших частях и достигает своей вершины в Упанишадах.
Упанишады. Буквальный перевод – "сидеть около" (ног учителя). Образуют завершение ведической литературы. Староиндийская традиция насчитывает их в целом 108, но к сегодняшнему дню их известно около 300. В Упанишадах отсутствует целостная система знаний о мире. Здесь можно найти массу разнородных воззрений, причем господствующее место занимает новое истолкование мира. В качестве первоосновы Бытия выступает универсальный принцип – безличное Сущее – Брахман, отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида – Атман. Концепция Брахмы восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает жертве ее всемогущую силу и, в конечном понятии, представляет универсальный космический принцип. В Упанишадах Брахман является абстрактным принципом, полностью лишенным ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной вневременной и надпространственной многоликой Сущности Мира. Понятие "Атман" используется для обозначения индивидуальной духовной сущности души, которая, как уже отмечалось, отождествляется с универсальным принципом мира. (Атман есть Брахман, Брахман есть Атман). Эта констатация идентичности (тождественности) различных форм Бытия, выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира, и является ядром учения Упанишад.
Высшая цель жизни – слияние с Атманом–Брахманом еще при жизни. Освобождение от Сансары (это странствие души по различным телам, не имеющее конца. Сначала такое странствие, переселение души по телам было беспорядочным, потом это было поставлено в зависимость от поведения человека, от его благочестия, от его жертвоприношений Богам, от его следования Дхарме своей варны) и достижение мира Брахмана после смерти (абсолюта). Сансара – переселение души; Дхарма – это первоначально – Бог Закона и Правосудия, затем – сам закон. Каждая варна имела свою Дхарму. Нерадивое исполнение влекло за собой рождение в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Старательное же исполнение Дхармы служило фактором более высокого рождения, условием повышения варны в последующей жизни. Так действует закон возмездия, или карма.
Точное исполнение Дхармы представителем высшей варны, Брахманом, освобождало его душу от дальнейших рождений и, тем самым, от страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала МОКША – освобождение.
Для достижения мира Брахмана было два пути: первый, связанный с отречением от сыновей и богатства, второй – путь Богов, т. е. путь традиционной обрядности, путь предков, путь Сансары и Кармы, путь вечного пребывания в мире страдания.
Практическим следствием подобного философского подхода к Бытию, например в медицине, явилось объяснение здоровья как гармонической взаимосвязи организации всех уровней бытия в жизнедеятельности самого человека: материального, социального, психического и духовного. Кармическая теория наделяет свадхармой (правом на жизнь) любой уровень бытия и ущемление любой формы или уровня нарушает основной принцип "ахимса" – принцип несовершения убийства и уважения ко всему живому. Лечение, таким образом, должно быть направлено на восстановление гармонии и жизнеспособности каждого из уровней существования человека и их взаимодействия.
Буддизм. Он существует и в Индии, и в Китае с IV – V веков до н. э. В настоящее время буддизм – одна из мировых религий, находящихся в одном ряду с христианством и исламом.
Буддизм основывается на легенде о принце Будде. В долине Ганга жило племя шакьев. Правителю предсказали, что его сын Синддхарта Гаутама станет монахом-аскетом, если увидит больного, старого, мертвого человека. Мальчика успешно оберегали от таких "видений", но уже взрослым, уже отцом собственного сына, принц все же узрел … Это так его ужаснуло, что он бежал из дворца в мир, изучая Веды и жизнь. Однажды он сел под дерево и заявил, что будет сидеть там до тех пор, пока не узнает правды о жизни. Просветление на него в конце концов снизошло. Будда – это значит "просветленный".
Буддой может стать каждый. Буддизм распространен на Востоке и юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиаме, другая ветвь – в Тибете, Китае и Японии.
Буддизм возник как антибрахманское учение. Говорят, что Будда сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее взаимоотношениях с телом. Вопросы о том, вечен или невечен мир; конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или нет; бессмертен ли познавший истину или нет… Он осознавал и эти вопросы, и ответы на них, но, якобы, считал бесполезными. Все внимание основатель буддизма сосредоточил на проблеме страданий, которыми переполнен мир. Если брахманизм говорил, что "благочестие избавляет от страдания", то буддизм утверждает, что "любая жизнь – страдание".
Буддизм выдвигает следующие положения: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий – страсти и желания; 3) имеется возможность избавления от страданий – избавление от желаний; 4) отвергается как жизнь, посвященная удовольствиям чувств, так и путь аскезы и истязания чувств.
Уже сам факт рождения ведет человека к страданиям. Но существует нирвана, или угашение страстей, т. е. состояние полной невозмутимости, достигаемое в себе путем воспитания в себе 8 добродетелей, это так называемый "восьмеричный путь": 1) праведная вера,
2) праведная решимость, 3) праведная речь, 4) праведное действие,
5) праведное усилие, 6) праведные помыслы, 7) праведное стремление,
праведное созерцание.
Этика буддизма базируется не на абстрактных понятиях добра и зла, но определяет конкретные человеческие поступки, является гибкой системой морально-нравственных представлений. Моральными в буддизме принято считать те деяния, которые повышают духовный уровень и приносят радость последователю учения Будды. Аморальным является все, что стоит на пути постижения истины и умаляет радость служения Будде. Например, манипуляции с ножом грабителя и хирурга имеют принципиально разную моральную значимость, потому что моральные нормы истолковываются в контексте конкретных поступков и их мотивации.
И миманса, и веданта, и санкхья, и йога, и иньяя, и вайшешика также ставят своей целью создать учение об освобождении человека от страданий, хотя и имеют некоторые различия в толковании путей этого освобождения.