С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура "мужского типа"), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризованным (культуры "женского типа"). Мировоззрение – способ построения картины мира.
Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения. Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т. е. внешними условиями существования) сразу после рождения в "свернутом" виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, многофакторнее (сложнее), "шире и глубже" мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т. е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция – исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет, какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.
Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции,
позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и
в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями.
Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле. Даже если такая "методология" и не осознается до конца, в жизни человека она играет важную роль. Так, в мировоззрении древних греков наиболее значительную роль играли космологические представления, а в жизни жителей средневековой Европы – религиозные, поэтому первые строили "физикалистскую", но вполне плюралистическую картину мира, а вторые – идеалистическую и нетерпимую к инакомыслию. В мировоззрении художников, как известно, ведущую роль играют эстетические установки; врача – этические; в мировоззрении учащихся любых уровней – гносеологические (познавательные) и т. п. Для ранней буржуазной культуры, как и для античности, характерна религиозность мировоззрения, но в отличие от древних греков, буржуа не обожествляют природу, и потому в капиталистическую эпоху люди активно манипулируют предметами природной среды, изменяя их и интенсивно эксплуатируя. Таким образом, методологические установки в одном случае препятствуют (Древняя Греция), а в другом – содействуют развитию экспериментов с природой. Такие же взаимосвязи картины мира с деятельностными программами человека мы можем обнаружить, проанализировав любую проверенную временем "коллективную" картину мира. В мировоззрении конкретных людей взаимосвязь индивидуальной картины мира с деятельностной программой поведения осуществляется таким же образом. Поэтому объяснение многим историческим событиям и знаменательным фактам биографий отдельных людей следует искать в содержании мировоззрения, в культурно-исторических основаниях его формирования
(характеристике эпохи, семейном укладе, национальных традициях, характере полученного образования и т. п.).
Вопросы о мировоззрении и общей картине мира стоят в центре всех философских проблем на всех исторических этапах развития философии. Поэтому знание о характере отношения сознания человека или группы людей и внешней среды (Бытия) лежит в основании развития навыка философского мышления. Иными словами, обучение философствованию начинается с развития навыка определять характер отношения наличного мировоззрения к внешним условиям существования человека (сообщества).
Для того чтобы освоить методологию такого мышления, необходимо осознать, что мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях.
Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигается эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрения формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в
основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение – это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Мировоззрение: