Вопрос о том, существует ли у философии собственная область (собственный предмет) для научных изысканий, относится к числу остроактуальных как для профессиональных философов, так и для всех тех людей, которые в силу разных причин вынуждены ею заниматься.
Для того чтобы разобраться в сути проблемы, следует обратиться к исследованию значений понятий "философия", "мировоззрение", "наука", "обыденное мышление", "религия", "мифология", "культура".
Слово "философия" древнегреческого происхождения и в буквальном переводе означает "любовь к мудрости". Однако современное понимание философии несколько отличается от первоначального значения, хотя и не отрицает любви к мудрости у тех, кто сегодня обращается к философствованию. В современном понимании понятие "философия" означает специфическую систему теоретических знаний и представлений, которая отличается и от повседневного обыденного опыта среднестатистического человека, и от "житейской мудрости" своей логической структурой. При этом философское знание не тождественно и понятию науки, хотя работает философия с помощью научной логики и научных методов. Значительно философия отличается и от религии, с которой имеет существенные общие черты, потому что так же, как и религия, в своих исходных тезисах должна приниматься человеком "душой" и "на веру".
Религия обращена к душе, но мало заботится о воспроизводимости на практике доказательств правомерности и правдоподобности своих аксиом, хотя религия вполне структурирована, системна и всеобща так же, как и философия. Однако в сферу интересов религии входят преимущественно лишь те явления и процессы, которые не имеют прямых отношений с практической жизнью человека, а связаны с ней ассоциативно, через образы. Основными элементами религиозной картины мира являются эти специфические образы, системно организованные вокруг идеи всемогущего, созерцающего и творящего сущее Бога. В отличие от религии, в философии равноправное значение имеют не только образы, но и термины (понятия), которые составляют теоретический арсенал прямой противоположности религии – науки.
Другой социальной целостностью, построенной, как и религия, исключительно на образах, является миф. Миф – исторически первичная форма вербального (словесного) функционирования образа. Миф старше религии. В отличие от религии, мифические образы зачастую вступают в прямые отношения с практической жизнью человека, но отражают ее в причудливой, сказочно необычной ("метафоричной") форме. Миф, как и религия, строит воззрения человека на мир в художественной, т. е. образной форме. Образ – это полностью открытая для домысливания и субъективных аналогий лексическая единица мышления (основной элемент, служащий основой для мировоззрения). Если религия использует образ преимущественно для того, чтобы сделать чувственно доказательным логический тезис существования Бога, то миропостроение и восприятие мира на основе мифа в мышлении человека осуществляется за счет привлечения образов как отражения целостности и взаимосвязанности мира. Миф имеет своей целью обосновать целостность и взаимосвязанность мира без обращения к логическим доказательствам. Отсюда – специфический язык мифа.
К слову сказать, именно языковая деятельность одновременно и объединяет, и разъединяет научную, религиозную, мифологическую и философскую картины мира, поскольку каждый из этих языков имеет не только специфические структурообразующие элементы, но и разные законы системообразования. Эти различия, равно как и общее в мышлении всех людей, отчетливее всего обнаруживаются при анализе речевой деятельности.
Человек отличается от всех известных науке существ прежде всего способностью к сознанию, мышлению и речи. Язык и, в частности, речь – это способ бытия мышления. Если с помощью невербальных языков (например, мимики, одежды, танца, рисунка и т. д.) человек реализует свое "Я" прежде всего для самого себя (поэтому лишь преимущественно специалисты способны понимать эти "языки" человеческого общения), то с помощью речи человек целенаправленно передает другим людям свое специфическое понимание мира, свое мировоззрение. Речь – это не столько "язык самореализации человека в обществе", сколько – "язык передачи опыта собственного мировоззрения другим людям".
Мировоззрение – это комплексное воззрение на мир. Мировоззрением обладает каждый человек, и уникальность человеческого рода состоит в этом отношении в том, что мировоззрение каждого человека уникально и неповторимо. Вместе с тем, любая уникальная мировоззренческая картина мира повторяет себя (в некоторых чертах) в мировоззрении других людей, потому что мировоззрение не только уникально, но и всеобще: люди одной профессии, одного возраста, одной исторической эпохи, одних политических убеждений и одной национальности имеют в своем мировоззрении гораздо больше общего, чем различного. Мировоззрение можно, таким образом, типологизировать на разные группы. Выяснением всеобщего и уникального в мировоззрении занимается именно философия. Философию часто называют теорией мировоззрения.
Мировоззрение может быть научным и обыденным; теистическим и атеистическим; профессионально направленным и возрастным; активным и относительно созерцательным; индивидуальным и общественным (групповым); исторически обусловленным, и т. д. Мировоззрение складывается под влиянием многих факторов и формируется из ценностей, убеждений, идеалов, стереотипов и опыта восприятия мира. Философское мировоззрение может быть активным или созерцательным, индивидуальным или коллективным, профессионально обусловленным или сложившимся преимущественно под влиянием иной социокультурной специфики жизни индивида, но оно всегда системно, осознанно (отрефлексировано) и целенаправленно.