Когда человек оканчивает школу и выбирает профессию, он сталкивается с множеством проблем. Одна из них заключается в том, что мир взрослых ему знаком только со стороны, и выбранную профессию он тоже знает лишь "понаслышке". Обыденный опыт и "здравый смысл" проводят проверку избранного им пути лишь частично, и, следовательно, не гарантируют от ошибок. Вместе с тем и профессию, и стратегию жизненного пути желательно выбирать быстрее и наверняка, ведь человеческую жизнь переписать впоследствии заново вряд ли удастся. Ясно, что на этом этапе молодому человеку необходимы длительные размышления о жизни и серьезное осмысление собственных жизненных целей и принципов жизнеустройства мира, в котором он живет.
Научное знание при ответе на подобные вопросы также несовершенно: во-первых, научных дисциплин существует великое множество, а для изучения хоть какой-то их части требуется много лет.
Во-вторых, любая, даже самая прикладная и "гуманитарная", наука всегда абстрактна, т. е. сознательно игнорирует часть существенных, но не относящихся к ее предмету и объекту связей и взаимодействий изучаемого явления или процесса. Конкретное рассмотрение объекта, взятого во всем многообразии его связей и взаимоотношений, возможно лишь при помощи философии. Философия позволяет расширить научное знание, исследовать те проблемы, которые научным способом решить либо невозможно вообще, либо невозможно на данном этапе развития науки. К таким вопросам, неразрешимым научными средствами, относится, например, проблема смысла жизни и принципов собственного поведения в этом мире.
Понятно, что нельзя откладывать решение вопросов о смысле жизни и собственных жизненных принципах "на потом", отложив их до периода накопления нужного количества знаний и мудрости. Взрослая жизнь уже началась, и те жизненные решения, которые приняты "здесь и сейчас" определят всю дальнейшую судьбу. Позже их можно будет пересмотреть и скорректировать, но лучше принимать эти решения не "на авось", а максимально осмысленно.
Специально для таких случаев, т. е. для осмысления теоретических и практических ситуаций высокой степени неопределенности, человечество создало мировоззренческую теоретическую систему – философию. Философия призвана систематизировать (упорядочивать) и оптимизировать принципы конкретно-исторического способа жизнедеятельности человека. "Принципы" – это руководящие идеи и основополагающие правила деятельности. "Знание принципов возмещает незнание фактов", – утверждал великий французский философ Ламетри. Философских учений, т. е. систем принципов понимания, исследования и преобразования мира в истории человечества создано великое множество. Философские учения создавались усилиями профессиональных философов в течение длительного времени. Значительно эффективнее проверять на "жизнеспособность" личную, складывающуюся на основе личного опыта, философию путем изучения уже существующих "чужих" философских учений (или в процессе изучения систематического учебного курса философии), нежели подтверждать или опровергать не вполне зрелое юношеское мировоззрение на закате своей жизни.
Чтобы помочь студентам факультета социальной работы Новосибирского государственного технического университета освоиться в жизни и профессии, и написано это учебное пособие.