Уважаемые коллеги!
В учебных пособиях, где идёт речь о творческих работах учащихся, принято помещать в качестве образцов действительно удачные, порой даже блестящие сочинения, нередко (чего греха таить!) написанные самими учителями. Такие безупречные работы вызывают негативное отношение учащихся. Расчёт на то, что абитуриенты будут тянуться к идеалу, как правило, не оправдывается. Наоборот, многие опускают руки.
Но учить писать рассуждения всё-таки нужно.
И мы избрали другой путь, сознательно
поместив в этом пособии качественно разные работы, в основном оценённые на «хорошо» и даже «удовлетворительно». Это даст возможность учителю поработать над помещённым здесь материалом, научить своих учеников видеть недостатки и достоинства сочинений абитуриентов.
Методические приёмы могут быть разными. Но, как показал опыт, лучшие результаты даёт следующий незатейливый ход занятия:
1) ознакомление с планом-клише и рекомендациями;
2) чтение исходного текста;
3) чтение ранее написанных сочинений на основании исходного текста (в тетрадях учащихся могут появиться следующие записи):
Текст 1
Достоинства Недостатки
Текст 2
Достоинства Недостатки
Текст 3
Достоинства Недостатки
4) обсуждение сочинений с указанием их сильных и слабых сторон, отмеченных учащимися;
5) написание собственного сочинения.