6.1. Методы административного регулирования внешнеэкономической деятельности

Тарифные методы воздействия на ВЭД не всегда дают желаемые результаты, так как, во-первых, неравноценны по своему воздействию на крупные и малые фирмы: крупные импортеры и экспортеры менее чувствительны к размеру тарифных ставок, в то же время изменение тарифов может просто вытолкнуть с рынка небольшие фирмы. Во-вторых, применение тарифных ограничений может привести как к излишку импорта, ставя в невыгодные условия отечественных производителей, так и к возникновению дефицита по отдельным видам товаров, что ограничивает потребителя в выборе между отечественными и импортными товарами. В силу этих причин государство может достичь нужного экономического эффекта, используя нетарифные методы. К таким причинам могут быть отнесены:

    необходимость соблюдения общественной морали и правопорядка в государстве. Такими соображениями руководствуются государственные органы, запрещая ввоз наркотических препаратов, порнографической продукции, произведений, пропагандирующих насилие и жестокость, и т. д.;

    охрана жизни и здоровья населения, животного и растительного мира. Контроль импорта по этому направлению призваны осуществлять государственные технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные и экологические службы, проверяя соответствие товаров иностранных государств российским требованиям;

    сохранение культурного наследия и защита культурных ценностей: все огромное богатство произведений искусства, накопленное за долгую историю России, представляет немалую материальную и культурную ценность, поэтому следует предупреждать возможность появления этих ценностей на художественных аукционах или в частных собраниях за границей;

    обеспечение национальной безопасности страны. Понятие национальной безопасности достаточно широко и не ограничивается военной сферой и секретными сведениями. В это понятие, без сомнения, может быть включен ввоз в страну или вывоз из страны:

а) новейших технических и научных разработок;

б) опасных в обращении веществ (наркотических, психотропных, взрывчатых, радиоактивных материалов, биологических препаратов
и пр.);

в) значительных количеств российской и иностранной валюты, драгоценных металлов и природных ценностей;

г) ценных бумаг всех видов;

д) печатной и видеопродукции, подрывающей основы государственного строя и общественную мораль.

Закон «Об основах государственного регулирования ВЭД» предусматривает несколько способов административного воздействия:

    полный запрет на ввоз или вывоз отдельных видов товаров;

    установление количественных ограничений экспорта и импорта (введение лицензирования и ограничительных квот);

    сертификация отдельных видов товаров на безопасность и их соответствие национальным стандартам;

    контроль над экспортом и импортом товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

В противоположность этим ограничениям другие административные методы могут стимулировать ВЭД путем введения льгот на таможенные тарифы в виде:

а) возврата ранее уплаченной пошлины;

б) полного освобождения от уплаты пошлины;

в) снижения тарифной ставки пошлины;

г) установления количественной или стоимостной квоты на ввоз или вывоз товара без оплаты пошлины или с пошлиной по сниженной ставке.

Надо заметить, что большинство льгот предоставляется на условиях взаимности уступок другой стороны отечественным участникам внешнего рынка. Конечно, взаимные льготы одинаково выгодны обеим сторонам, так как потери от жесткой тарифной политики гораздо больше, чем маленькие уступки в виде снижения ставок или увеличения квот на ввоз или вывоз товаров. Это не исключает введения льгот в одностороннем порядке, исходя из задач торговой политики Российской Федерации.