3.3. Инструменты интернета для международной коммерции

В отличие от системы ЭОД появившийся позже Интернет позволяет рядовому пользователю обмениваться информацией простыми и общедоступными способами. Присущий Интернету недостаток – невозможность гарантированной проверки достоверности и сохранения полученной информации – искупается дешевизной приборного обеспечения и доступностью программ использования этого средства. Перейдем к более подробному рассмотрению средств Интернета.

Электронная почта (e-mail)

Электронная почта – наиболее простой способ передачи разнообразной информации – текстовых документов, графиков, таблиц, видеоматериалов и т. д. Перечислим некоторые из многих ее преимуществ:

    экономичность, поскольку подключение к сети Интернета обеспечивается оплатой фиксированной суммы, не привязанной к числу переданных и принятых сообщений; возможность использования разнообразных форматов, например заранее подготовленных текстовых, графических, мультимедийных файлов; резерв времени, который имеет пользователь на обдумывание и анализ полученного сообщения; непосредственный контакт с клиентами, что обеспечивает немедленное получение разъяснений и комментариев переданной информации; возможность групповой рассылки и переадресации сообщений, чем обеспечивается расширение контактов, а значит, и возможность выбора.

Вместе с тем необходимо иметь в виду и главный недостаток этого способа получения информации – проблему безопасности. Эта проблема касается не только опасности разглашения конфиденциальной информации, но и возможности мистификации, подделок, получения нежелательных сообщений. Существует, однако, несколько простых способов повышения защищенности обмена информацией, ограничения поступления нежелательной информации или возможности удостовериться в ее подлинности.

      Метод рассылки сообщений. Имеется в виду выбор режимов
      opt-out

      и opt-in. Режим opt-out

      означает, что потребитель может отказаться после получения первого послания от дальнейших посланий данного адресата, который, возможно, внес адрес сайта потребителя в свой список рассылки. Режим opt-in

      предполагает, что потребитель полностью отказывается от приема рекламных посланий до своего согласия принимать таковые.

      Создание файла подписи во всех рассылаемых посланиях. Такой файл является обязательным для всех исходящих сообщений и должен содержать стандартную информацию – наименование компании, адрес, наименование предлагаемой продукции, другие данные, позволяющие адресату удостовериться в желательности контакта с автором этого послания. Файл подписи автоматически вносится во всю исходящую корреспонденцию, адресованную клиентам данной компании, и позволяет продолжить контакты.

    Списки рассылки и телеконференции

    Компания может создать собственную систему непрерывных отношений со своими клиентами с помощью сервера списка рассылки. В этот список вносятся все участники, с которыми может контактировать компания по определенной теме. Скажем, производитель инструментов может выделить группы потребителей по видам потребляемого инструмента, по его техническим показателям, по районам потребления и т. д. Тогда все рекламные сообщения данного производителя могут направляться автоматически или администратором компании в точные и конкретные адреса потенциальных потребителей.

    Создание таких списков требует значительного времени и затрат и потому является интеллектуальной собственностью данной компании. В отдельных случаях можно не составлять собственных списков, а арендовать их в однотипных компаниях либо сдавать в аренду такие списки аналогичным производителям.

    В отличие от списков рассылки телеконференции размещаются автором на специальных news-серверах, которые автоматически или с помощью администратора рассылают своим абонентам сообщения по темам, на которые те подписались. Сами абоненты, адресуясь на данный сервер, могут знакомиться не только с сообщениями по своей теме, но и с другими сообщениями группы. В большинстве групп запрещена публикация рекламных объявлений, а принимаются сообщения информационного и дискуссионного порядка. Поэтому перед публикацией собственных посланий необходимо ознакомиться с теми форматами, которые приняты уставом этой группы, – это могут быть объявления, каталоги, прайс-листы, технические описания и пр.

    Web-технологии

    Word Wide Web является средством гипертекстового представления информации, иначе – это текст, содержащий ссылки на другие файлы публикуемого документа: графические, мультимедийные, фотоматериалы и т. д. Структура гипертекста позволяет переходить из одного файла в другой, подключая в сеть множество других компьютеров, где хранятся эти файлы. Технология web-серверов позволяет создавать электронные магазины, осуществлять выбор продукции и ее оплату с помощью электронных средств. Можно сказать, что данная технология стала основным средством электронной коммерции (табл. 3.1).

    Web-сайт признан в настоящее время основным инструментом электронной коммерции. При его создании в первую очередь необходимо определиться с целью создания сайта, а также с кругом лиц, которым он адресован и которые будут им преимущественно пользоваться. К настоящему времени сложился такой преимущественный тип посетителей сайтов:

      около 70 % – это люди моложе 35 лет; преимущественно это мужчины, хотя есть тенденция увеличения в этой доле женщин; доход посетителей – выше среднего, высокий уровень образо-вания; главной целью посещения сайта является обычно поиск более дешевого товара, хотя некоторая часть постоянных посетителей использует его для получения дополнительной информации о фирме или товаре; лица, посещающие сайт, относятся с недоверием к попыткам персонала фирмы-владельца сайта с его помощью собрать какую-либо личную информацию о посетителях и противятся такому сбору.

    Таблица 3.1

    Маркетинговые задачи, решаемые созданием сайта

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информация о товаре

    1. Специфичные товары, легко представляемые
    в цифровой форме (литературные и музыкальные произведения, компьютерные программы)

    2. Потребительские товары всех видов (одежда, книги, бытовые приборы)

    3. Продукты питания

    4. Услуги всех видов (финансовые, туристические, банковские)

    Ценовая политика

    Такая политика отражается на сайте в виде шкалы скидок с вариацией формы оплаты (наличными при доставке товара, банковским или почтовым переводом, наложенным платежом). Широко используется также сбор пожеланий посетителей о самом товаре и о цене на него

    Реклама товара

     

    Статистические задачи

    Такие задачи решаются с помощью программ-счетчиков, которые позволяют установить
    не только общее количество посещений,
    но и наиболее популярные темы, маршруты, время посещения, географические районы,
    из которых происходят запросы