3.1. Понятие электронной коммерции

Внедрение информационных технологий не обошло стороной и коммерческую деятельность как внутри отдельных стран, так и в международном сообществе, что потребовало соответствующего юридического обеспечения такого подхода. Прежде всего это касается самого понятия электронных коммерческих операций. В настоящее время преобладает определение, рассматривающее электронную коммерцию как форму коммерческих сделок организаций и физических лиц, основанную на обработке и передаче цифровой информации. В частности, комиссией ЕС в это понятие включаются:

    электронная торговля товарами, услугами, и ценными бума-гами;

    доставка потребителю любой цифровой информации, которая может использоваться для получения прибыли;

    перевод денежных средств с использованием цифровых технологий во всех типах сделок;

    проведение электронных аукционов;

    потребительский маркетинг и послепродажное обслуживание;

    потребительский дизайн и проектирование с применением цифровых средств.

Электронная торговля включает в себя не только продажу реальных товаров и услуг, но и самостоятельную торговлю разнообразными электронными материалами – программным обеспечением, видео- и аудиопродукцией, играми, графическими приложениями, техническим и технологическим обеспечением и т. д.

Можно выделить некоторые общие особенности такой коммерции.

1. Все торговые операции или какая-либо их часть совершаются электронными способами (сбор данных о продукции, переговоры с партнерами и составление документов, перевод денежных средств, товаросопровождение и т. д.).

2. Электронные системы как техническое средство имеют своей конечной целью получение прибыли.

3. На все виды активов, которыми оперируют в цифровых сетях, распространяется право собственности правообладателя. Это может касаться материальных активов (товары), денежных средств (платежные документы, векселя, чеки), а также интеллектуальных активов (тексты соглашений, информация всех видов, компьютерные программы и пр.).

4. Использование цифровых технологий в качестве мощнейшего средства маркетинга реализуемых активов.

5. Динамичное увеличение доли электронных операций в общем объеме коммерции.

Появившись как дополнение к другим видам коммерции, сегодня электронная коммерция не только становится самостоятельным видом, но и требует от торговых партнеров полного изменения технологий бизнес-процесса, внедрения все новых способов общения с использованием различных возможностей коммуникационных электронных сетей, включая электронную почту, факс, обмен данными электронным способом, электронные платежи, контроль прохождения документов и товаров.

Электронная коммерция сегодня, ориентируясь на адресатов, осуществляется по нескольким направлениям.

    Бизнес–бизнес.

    В этой категории электронные сети применяются пользователями для предпродажной подготовки документов, оформления заказов, получения счетов и последующей оплаты фирмами-партнерами.

    Бизнес–потребитель.

    Используется одной или группой компаний для сообщений потенциальным потребителям своей продукции в основном для розничной торговли.

    Потребитель–потребитель. По этому каналу потребители однотипной продукции имеют возможность обмениваться информацией между собой. Такая информация может содержать данные о качестве товара, особенностях его использования, ценах на товар, сбытовой политике продавцов и т. д.

    Бизнес–администрация.

    Этот канал применяется государственными или другими распорядительными органами для направления сообщений бизнес-компаниям или получения от них нужной информации. В частности, можно упомянуть широко распространенные информационные справочные программы (юридические, налоговые, регламентационные и др.), решения и разъяснения правительственных органов, касающиеся коммерческой сферы. Так, в последнее время все большее распространение получила электронная налоговая отчетность коммерческих организаций. В США этот вид контактов нашел широкое применение при проведении аукционов и заключении сделок по государственным заказам.

    Потребитель–администрация.

    Этим каналом потребители могут воспользоваться для непосредственных сообщений в администрацию либо для получения разъяснительной информации от таких органов.