2.2. Классификация видов внешнеторговых операций

Разновидности международных торговых операций зависят от предмета и условий поставки товаров и услуг (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Классификация внешнеторговых операций

 

Признак классификации Виды операций
Направление движения товаров Экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт
Группа товаров Сырьевые товары

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Машины и оборудование

Готовность товара
к продаже
Готовая продукция

Продукция для последующей переработки

Комплексы оборудования

Узлы и детали для последующей сборки

Товарообмен Встречные закупки

Бартерная торговля

Переработка давальческого сырья

Научно-техническое
сотрудничество
Франчайзинг

Инжиниринг

Продажа-покупка лицензий и «ноу-хау»

Услуги Осуществление подрядных работ

Аренда и лизинг

Туризм

Информационные услуги

Транспортные перевозки

Состязательная
торговля
Аукционы

Биржевая торговля

Сделки прямой купли-продажи

Торговые операции прямой купли-продажи товаров – наиболее распространенный вид торговли. Они могут быть заключены как разовая сделка с конкретным сроком поставки либо как долгосрочные. В зависимости от направления товара они разделяются на несколько видов.

Экспортные операции – вывоз товаров за пределы государства.

Импортные операции – ввоз товаров на внутренний рынок.

Реэкспорт

– товар сначала ввозится в страну, а затем без переработки вывозится в эту же или другую страну. Такие операции практикуются при отсутствии прямых связей между государствами, в сложной международной обстановке и являются фактически посредническими.

Реимпорт

– приобретение и импорт товара в страну, а затем возврат его без переработки в страну отправки. Это может быть возвратом бракованной или нереализованной продукции, возврат образцов с выставок и ярмарок либо от посредников.

В качестве примера приведем схему действия контракта при таких сделках (рис. 2.3).

 

Классификация видов внешнеторговых операций

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Действие контракта при экспорте (импорте) товаров

Товарообмен

Международные сделки по товарообмену обычно называют торговым сотрудничеством. Среди подобных операций можно выделить несколько видов операций.

Встречная торговля, при которой продавец оказывает покупателю содействие в закупке у него других товаров на полную или частичную стоимость контракта, что характерно в основном для развивающихся стран.

Бартерная торговля, являющаяся по сути безвалютным обменом на согласованных условиях. К этому виду сделок прибегают при товарном дефиците в стране и нехватке средств для платежа. Характерные признаки: отсутствие движения валюты, договорные цены, постоянство партнерских отношений, оплата разницы в СКВ или дополнительными поставками.

Переработка давальческого сырья основана на переработке поставленных продавцом сырья и материалов с использованием производственных мощностей и рабочей силы покупателя. После переработки продукция возвращается продавцу, а услуги покупателя оплачиваются частью этой же продукции.

Бизнес в сфере услуг

Торговля услугами играет значительную роль в экономике разных стран, а для некоторых из них практически создает основную долю во внутреннем бюджете и определяет практическую занятость большей части населения. Среди такого рода услуг можно выделить туризм

и сопутствующие ему транспортные, гостиничные, информационные услуги.

Технические услуги

Они занимают ведущую роль при поставках сложного и комплектного оборудования: его монтаж, обучение местного персонала правилам эксплуатации, снабжение разного рода инструкциями, консультации, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и поставка запасных частей. В этом же ряду стоит предпродажная подготовка, обеспечивающая устранение повреждений, полученных при транспортировке, предпусковая регулировка и опробование сложной продукции, придание поставляемым продуктам товарного вида. Некоторое время, предусмотренное контрактом, такое оборудование может обслуживаться по гарантии с обеспечением профилактического осмотра, подналадки, предоставление технических рекомендаций по выбору наиболее экономичных режимов и устранению производственных дефектов.

Франчайзинг (франшиза, коммерческая концессия)

Франчайзинг является одной из форм технологического обмена. Им, как правило, занимаются фирмы с хорошо зарекомендовавшими себя товарными знаками, способные передать с выгодой для себя особые методы ведения бизнеса – способы управления и планирования, технологические особенности производства, приемы рекламирования и построения деловых отношений с потребителями и пр. Фирма-франчайза, приобретая право использования товарного знака, не вкладывая собственных средств в организацию, может вместе с таким правом получить от разработчика:

    техническую документацию, технологию и оборудование, образцы продукции и исходные материалы, обучение своих специалистов, техническую помощь на начальном этапе освоения.

Инжиниринг

Этот вид услуг предусматривает оказание квалифицированной технической, юридической, финансово-экономической или административной консультационной помощи с целью сокращения сроков ввода объектов в эксплуатацию и ускорения отдачи капиталовложений. Часто небольшие размеры фирм или невозможность найма специалистов высокой квалификации и разного профиля для быстрого решения задач, стоящих перед фирмой, приводит к необходимости обратиться к фирмам, имеющим большой опыт в таких вопросах. Инжиниринговые услуги могут быть различной направленности:

    инженерно-консультационные фирмы оказывают услуги по технической консультации и сбору информации, не связанные с разработкой проекта и последующей поставкой оборудования; инженерно-строительные компании обеспечивают разработку проектной документации, поставку и монтаж оборудования, пуск объектов в эксплуатацию «под ключ» или «до выпуска готовой продукции»; организационно-консультационные фирмы оказывают услуги в области организации управления действующими предприятиями, организации маркетинга и сбыта готовой продукции; инженерно-исследовательские компании помогают решить вопросы, связанные с технологическими процессами, освоением технических новаций и специального оборудования.

Может показаться, что область инжиниринговых услуг совпадает с операциями, связанными с понятием «ноу-хау», хотя тонкость передачи «ноу-хау» состоит в том, что часто сама передача не предусматривает его приспособления к условиям и особенностям производства заказчика. Таким образом, при передаче лицензии на «ноу-хау» заказчик сам обязан определить условия и возможности его применения в своей фирме. Вот тут и может появиться потребность в привлечении специализированных организаций, помогающих более быстрому освоению и внедрению технических новшеств.

Добавить комментарий