2. Понятие «невротизация личности»

Для определения понятия "невротизация личности" в первую очередь необходимо обратиться к клиническому термину "невроз". Понятие "невроз" было введено в медицину в 1776 г. Cullen. В свое время это был прогрессивный шаг, позволивший выделить из ряда соматических заболеваний психосоматические расстройства и связать их с нарушением нервной деятельности. В настоящее время в понятие "невроз" вкладывается разное содержание. Различаются и представления о причинах возникновения неврозов.

Неврозы относятся к так называемой "малой психиатрии", которая изучает болезни вне психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Они подходят под определение "пограничные состояния". Понятие "пограничные состояния" включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и другие расстройства, протекающие на невротическом уровне. В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие принадлежит прижизненным средовым влияниям.

По мнению широкого круга авторов [17], невроз — это пограничное нервно-психическое расстройство, не обусловленное психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально-психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживания (тревога, ощущение собственной неполноценности). Среди неврозов принято выделять неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Для лечения неврозов наряду с медикаментозными воздействиями используют различные формы психотерапии.

В.Д. Менделевич определяет неврозы как "функциональные расстройства психической деятельности, возникающие как реакции на значимые психотравмирующие события и обусловленные несовершенством механизмов психической защиты личности и антиципационной несостоятельностью" [11]. Эмоциональные расстройства являются основными в квалифицировании тех или иных форм невротических расстройств.

Представления о причинах возникновения неврозов изменяются в зависимости от научного направления, к которому принадлежат авторы. Некоторые исследователи считают, что невротические феномены вызваны определенными патологическими механизмами чисто биологической природы (А. И. Струнов, Л. В. Кактурский). Так, утверждается, что "неврозы — это незнание, возведенное в степень нозологической группы" [20]. Следовательно при соответствующих достижениях техники, биологии, медицины можно будет найти морфологические субстраты, адекватные любому нарушению функции. С точки зрения бихевиористов (Дж. Вольпе, С. Рашман), реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как результат неправильного научения. "Нет невроза, скрывающегося за симптомом, это просто сам симптом" [20]. Экзистенциалисты вообще не считают неврозы болезнью. Например, Р. Мэй утверждает: "Невроз — это форма отчужденного существования". Приверженцы гуманистический психологии (например, К. Рождерс) говорят, что невроз — это неудовлетворенная потребность в самоактуализации. Представители течения "Антипсихиатрия" утверждают, что неврозы — "нормальное поведение в ненормальном обществе" [20].

Отечественный исследователь В. Н. Мясищев считает, что невроз имеет психогенную природу. Психогении характеризуются следующими чертами:

1) неспособность больного самостоятельно адекватно разрешить психотравмирующую ситуацию;

2) определенное соответствие между изменениями психотравмирующей ситуации и динамикой состояния больного;

3) связь клинических проявлений с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, наиболее сильными и глубокими ее стремлениями как аффективная реакция, патологическая фиксация тех или иных ее переживаний;

4) возможность лечения преимущественно методами психотерапии.

Таким образом, по мнению Мясищева, невроз — это "психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатологических явлений" [13].

Для невроза, по Мясищеву, характерны следующие особенности:

1) обратимость патологических нарушений независимо от длительности;

2) психогенная природа; специфичность клинических проявлений, состоящих в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

Мясищев дифференцирует понятия "психогения" и "невроз". Понятие психогении шире понятия неврозов, так как включает в себя реактивные состояния, психогенные и ситуативные реакции.

По мнению исследователя, физиологический механизм невроза заключается в "срыве" нервной деятельности, вызванном "сшибкой" возбудительного и тормозного процессов. В самом общем виде этот механизм свойствен и животным. Но конкретное его понимание применительно к человеку "возможно лишь на основе исследования истории развития личности и ее связей с действительностью или отношений к различным сторонам последней, важность которых для личности может определять болезненную силу реакции". Мясищев также отмечает, что психические травмы не всегда влекут за собой невроз и это зависит от особенностей отношений личности и способов переработки ею событий, впечатлений и трудностей [19].

Существует множество классификационных делений неврозов как результат отсутствия единого взгляда на этиологию и патогенез. В основе классификаций лежат разные признаки:

— этиологический: вина, фрустрация, агрессия и др.;

— информационный: недостаток или избыток информации;

— ситуационный и реактивный;

— конституционный и реактивный по генетическому фактору;

— по принципу убывания роли факторов среды и возрастания роли факторов личности;

— по признакам профессии — неврозы руководящих кадров, неврозы актеров и т.д.;

— по событиям в жизни общества — военный, окопный и т. д.

В настоящее время большинство отечественных авторов выделяют следующие классические формы неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний (Г. К. Ушаков, А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, Б. Д. Карвасарский, Ю. Я. Тупи-цын, Н. К. Липгарт, В. Ф. Матвеев, М. Г. Арапетянц, А. М. Вейн, Ф. И. Случевский).

Д. Шапиро [27] выделил четыре основных невротических стиля деятельности: обсессивно-компульсивный, параноидальный, истерический и импульсивный. Под невротическим стилем автор понимает способ деятельности, характерный для разных невротических состояний, который включает в себя формы мышления и понимания, разновидности эмоциональных переживаний, субъективное восприятие. Изучать невроз, по мнению Шапиро, невозможно, если не учитывать, что "специфические для невротика его сознательные склонности и видение мира являются важнейшими функциональными элементами невроза". Видение мира невротиком заставляет его чувствовать, думать и действовать так, чтобы невротическое восприятие продолжалось и стало необходимым.

По данным Б. Д. Петракова и Л. Б. Петраковой, уровни распространения и темпы "накопления" больных неврозами (и другими психогениями) в большинстве стран мира высоки и продолжают расти. Некоторые авторы полагают, что нынешнее поколение страдает психическими заболеваниями не чаще, чем предыдущее, но некоторые исследователи считают, что количество неврозов увеличивается в связи с техническим развитием общества. Таким образом, уместно будет рассмотреть понятие невротизации личности.

Существенный вклад в изучение невротизации личности, а точнее невротических потребностей и конфликтов личности, внесла К. Хорни, создательница социокультурной теории личности [26].

Хорни на основе эмпирического опыта анализа собственной психотерапевтической практики описала 10 "невротических" потребностей. Их "аномальность" заключается как в содержательной противоречивости, так и в формальных характеристиках структуры и способов реализации: навязчивой компульсивности, низкой степени осознанности и подконтрольности, а также присущей всей системе невротических потребностей принципиальной ненасыщаемости [24]. Хорни в качестве невротических тенденции выделила следующие потребности:

— в любви и одобрении (ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию);

— руководящем партнере (чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве, переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить всё);

— четких ограничениях (предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок, нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим);

— во власти (доминирование и контроль над другими как самоцель, презрительное отношение к слабости);

— в эксплуатировании других (боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их);

— общественном признании (желание быть объектом восхищения со стороны других, представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса);

— восхищении собой (стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потребность в комплементах и лести со стороны окружающих);

— честолюбии (сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия, страх неудачи);

— самодостаточности и независимости (избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцирование от всех и вся);

— безупречности и неопровержимости (попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, поддержание впечатления совершенства и добродетели) [25].

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко, полагаясь лишь на одну из всех возможных потребностей. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового человека, избирает какую-то одну потребность и использует ее во всех социальных взаимодействиях. Таким образом, потребность имеет характер невротической, если человек пытается постоянно превратить ее удовлетворение в способ жизни [24] .

В работе "Наши внутренние конфликты" [24] Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми. Исследовательница выделила следующие ориентации:

— на людей: уступчивый тип (предполагает такой тип взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность);

— от людей: обособленный тип (для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности);

— против людей: враждебный тип (для этого стиля поведения характерно доминирование, враждебность и эксплуатация).

Как и все десять невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями детства. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый человек. Более того, по Хорни, все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности.

Отечественный психолог Е.Т. Соколова, исследуя невротические потребности, выделила две особенности удовлетворения этих потребностей:

— общая направленность личности невротика — его эгоцентризм и "потребительская" ориентация;

— способность к трансформации, мимикрии: угроза фрустрации или нежелательных санкций относительно актуальной невротической потребности, приводящая к "реактивным образованиям".

Так, по мнению исследовательницы, фрустрированная потребность в любви может выступить в сознании в виде противоположного чувства — враждебности, отвержения [11].

Российские исследователи В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский считают невроз следствием неразрешенного интрапсихического мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психической защиты. Фактический отказ от поиска способов реализации вытесненного мотива приводит к невротическому типу реагирования, т. е. к невротизации личности [11].

Американский психолог V. Magnan выдвинул предположение об обратно пропорциональной зависимости между ранимостью нервной системы и массивностью психической травмы, способствующей развитию невроза [11]. Данное положение может быть также распространено и на понятие невротизации, т. е. ранимость нервной системы и психологические особенности личности играют очень важную роль в невротизации личности.

Российский ученый Е.Н. Юрасова [29], исследовавшая динамику уровня невротичности, внутриличностной и межличностной конфликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения, пришла к следующим выводам. Находясь в пределах нормы, студенты-психологи отличаются от студентов-педагогов по уровню невротичности. По мере обучения в вузе у студентов-педагогов уровень невротичности повышается, а у студентов-психологов понижается. При этом студенты-психологи первого курса обучения более невротичны по сравнению со студентами-педагогами того же года обучения. Таким образом, делает вывод Юрасова, уровень невротичности подвержен динамике. В начале обучения он не отличается от нормы, а к старшим курсам появляются значимые отличия от контрольной группы, участвовавшей в исследовании.

По мнению отечественного психолога Н.Б. Ласко [9], невротизация — это вариативная личностная переменная. Невротизация формируется под влиянием трех классов психических явлений. Прежде всего её уровень опосредован эмоционально-мотивационными особенностями личности, психосоматика обозначается вторым классом явлений, а общее состояние человека, самочувствие — третьим. Типичный для конкретного человека уровень невротизации, в основном обусловленный его личными особенностями, и определяет вероятностный диапазон изменений, вызываемых различными психо-, сомато-, социогенными факторами.

Разделяя точку зрения последнего автора, рассмотрим понятия "нейротизм".

"Словарь практического психолога" [21] определяет нейротизм как "состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами". Подчеркивается, что нейротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаружить и здоровый человек.

Впервые термин "нейротизм" (от греч. neuron — "жила, нерв") для построения иерархической модели личности был использован английским психологом Х.Ю. Айзенком, одним из лидеров биологического подхода в психологии и создателем факторной теории личности. Этот термин в трехфакторной теории личности обозначал один из экстремумов диапазона нейротизм-стабильность, характеризующийся тенденцией к тревоге, частой смене настроения и депрессии [1]. В результате анализа результатов психиатрического обследования групп как здоровых, так и больных неврозами Айзенк выделил несколько факторов личности, в том числе экстраверсии-интроверсии и нейротизма. При этом в качестве методологической базы психолог ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных, в конечном счете, биохимическими процессами.

По представлениям Айзенка, при реактивной и лабильной вегетативной нервной системе, повышаются эмоциональная восприимчивость и раздражимость. На поведенческом уровне это проявляется в увеличении числа соматических жалоб (головные боли, нарушения сна, колебания настроения, внутреннее беспокойство, переживания и страхи). При этом развиваются эмоциональная неустойчивость, тревога, низкая самооценка. Айзенк считал, что "невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным" [1]. В целом же невротическое поведение — результат научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Айзенк — один из авторов "трехфазной теории неврозов", концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций.

На основе трехмерной теории личности в психодиагностических целях Айзенком был разработан личностный опросник, состоящий из трех шкал: экстраверсии, нейротизма и лжи.

В общем понимании, нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость (низкие показатели по шкале нейротизма) — черта, отражающая сохранение организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

Эмоциональная неустойчивость (высокие показатели по шкале нейротизма) проявляется в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Этой черте соответствуют эмоциональность, импульсивность, неровность в отношениях с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим стимулам. Так, у лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых условиях может развиться невроз.

Однако каждая из этих черт имеет как свои "минусы", так и "плюсы". Люди с высоким нейротизмом могут быть тонко чувствующими, отзывчивыми, склонными к сочувствию, а люди с низким нейротизмом могут отличаться "глухотой" к чувствам других, несмотря на высокие работоспособность и самообладание даже в самых сложных ситуациях.

Добавить комментарий