1. Понятие социальной фрустрации в психологии

С понятием толерантность часто соседствует термин социальная фрустрация. Если толерантность не выработана, то при сильном раздражителе, неопреодолимом препятствии наступает состояние фрустрации как особой психологической реакции человека на трудности в жизни, мешающие достижению его целей. В состоянии фрустрации обнажаются истинные глубинные тенденции личности и наиболее ярко проявляются различные виды интолерантных реакций на окружение. Большинство исследователей считают, что в этом состоянии часто возникают агрессивные (или аутоагрессивные) формы поведения, а также выражена тенденция манипулирования окружающими. Агрессия и деструкция как крайние формы фрустрационного поведения приводят к экстремизму, несущему угрозу социальному равновесию и благополучию общества. В связи с этим для более глубокого понимания механизмов толерантного и интолерантного поведения целесообразно обратиться к рассмотрению самого понятия социальной фрустрации.

Изучение фрустрации как отдельного психологического феномена (как в западной так и отечественной психологии) не имело широкого распространения. Понятие фрустрации затрагивалось в свете только других психологических феноменов, например, таких как агрессия (исследователи Доллард, Бандура и другие) и стресс (Селье, Лазарус).

Термин "фрустрация" использовался в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида. Но целостной теории, исследующей данный феномен, пока не создано.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, неудача, крушение надежд, расстройство планов) — это психологическое состояние, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели. Фрустрация может проявляться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир фантазий, агрессивность в поведении и другие реакции. Очень важным результатом фрустрации, по мнению некоторых исследователей, является "сужение" сознания — почти всё внимание сосредоточивается именно на неудовлетворённой потребности, восприятие действительности резко искажается.

Можно выделить следующие общие признаки, характерные для фрустрации:

— наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия;

— наличие сопротивления (препятствие — фрустратор), при этом сопротивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным [20].

В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н.К. Майер), теория фрустрационной репрессии (K. Bagner, T. Dembo, K. Yewin), теория фрустрационной агрессии (J. Dollard с соавт.), эвристическая теория фрустрации (J. Rosenzweig).

"Словарь практического психолога"[21, с. 734] определяет фрустрацию как "психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к определенной цели". При изучении фрустрации выделяют следующие понятия: фрустратор (причина, вызывающая фрустрацию), фрустрационная ситуация, фрустрационная реакция.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора; функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию; сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. При рассмотрении понятия "социальная фрустрация" особое внимание уделяется фрустрационной толерантности, определяемой как психологическая устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит "способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из неё".

Близки по содержанию понятия "фрустрационная толерантность" и "копинг". Термин "копинг" был введен Р.С. Лазарусом для описания умения человека преодолевать препятствия. "Coping" в переводе с английского означает "способность разрешать трудные ситуации, овладевать ими"[14, с. 45]. Трудные ситуации, способность справляться с ними, в свою очередь, предопределяют адаптивный потенциал человека в современном мире.

Выделяют два типа копинга. О проблемно-центрированном копинге говорят тогда, когда человек пытается решить назревшую проблему и таким образом выйти из фрустрационной ситуации. При другом типе копинга — эмоциоцентрированном — человек полностью поглощён своими эмоциями и не пытается вырваться из ситуации. Первый тип копинга предполагает быстрый выход из сложившейся ситуации, а второй способствует возникновению агрессивных (или аутоагрессивных) форм поведения, а также манипуляций окружающими людьми.

Т. Шибутани рассматривал фрустрацию в связи с компенсаторными реакциями личности. При наступлении состояния фрустрации человек использует "типические приёмы" [28, с. 74], которые Шибутани охарактеризовал как "различные заместители удовлетворения; когда первоначальный импульс не может быть утолён непосредственно"[Там же].

Шибутани описал два основных направления реакций на фрустрацию: агрессия и отступление. При этом осознанное и неосознанное отступление происходит тогда, когда между двумя противоположными тенденциями возникает острый конфликт. Одной из распространённых реакций на фрустрацию, по мнению Шибутани, является также фантазия, когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы.

Ф.Е. Василюк в работе "Психология переживания"[5] также уделил внимание фрустрации. Он рассматривал фрустрацию как один из видов критических ситуаций, назвав их "ситуациями невозможности". В таких ситуациях личность "сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)". "Невозможность", по мнению Василюка, определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности [5]. Таким образом, "внутренние и внешние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость" — это, по мнению Василюка, основные характеристики критических состояний, в том числе и состояния фрустрации.

Необходимыми признаками фрустрационной ситуации Василюк считает "наличие сильной мотивированности достичь цели" и "преграды", препятствующей этому достижению [5, с. 36].

Фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру как фрустрированных мотивов, так и "барьеров". В качестве примера классификации первого рода Василюк ссылается на проводимое А. Маслоу различение базовых, "врождённых" психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и "приобретённых" потребностей, фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры во фрустрационной ситуации могут быть физическими (например, стены здания), биологическими (болезнь), психологическими (страх) и социокультурными (правила и запреты). Василюк упоминает также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов. Внутренними Дембо называла барьеры, препятствующие достижению цели, а внешними — не дающие возможности выйти из ситуации.

В ситуации фрустрации человек испытывает самые различные чувства, такие, например, как вина, тревога, беспокойство, напряжение, безразличие и др. Василюк описал несколько видов фрустрационного поведения: двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции); апатия; агрессия и деструкция (обычно при высоком уровне фрустрации); стереотипия (тенденция к слепому повторению фиксированного поведения); регрессия [5, с. 38].

В своей работе Василюк ссылается на труды западных психологов, исследующих феномен фрустрации. Так, Майер в монографии "Фрустрация: поведение без цели" писал, что "поведение фрустрированного человека не имеет цели, то есть оно утрачивает целевую ориентацию". По словам А Э. Фромма, "фрустрированное поведение представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрационной цели". Василюк соглашается с точкой зрения Майера и делает вывод о том, что "необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель"[5].

Таким образом, Василюк определил фрустрацию через утрату, во-первых, контроля со стороны воли, во-вторых, "мотивосообразности" поведения ("потеря терпения и надежды").

Категориальное поле понятия фрустрации Василюк задает категорией деятельности, описывая ее как "жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования — реализация мотива". Преодоление трудностей на пути к "мотивосообразным" целям — "норма" такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т. е. переходит в невозможность.

Другой отечественный исследователь Б.И. Хасан описывал фрустрацию как "атрибутивный спутник и одновременно генератор конфликтности" [22, с. 30]. Механизмом фрустрации, по мнению этого автора, можно считать "сам факт обнаружения другого действия как помехи, несовместимости действий при их одновременной и равносильной желательности" [Там же].

Изучая конфликты, Хасан сделал вывод о том, что возникающее противоречие и испытываемое чувство фрустрации наилучшим образом "может быть изучено "внутри" индивида, равно как и его следствия и психические процессы, направленные на его преодоление". Также, по мнению Хасана, фрустрация не связана с конфликтами, либо является одним из содержательных оснований конфликта.

Л.И. Ермолаева, изучавшая фрустрацию как социально-психологический феномен, описала различные подходы к пониманию фрустрации, выделила динамическую структуру этого феномена, стадии развития социальной фрустрации и её условия.

Деятельностный подход рассматривает фрустрацию как "рассогласование между мотивом и результатом деятельности, порождающее эмоциональную реакцию отрицательного знака" [6]. В методологическом подходе фрустрация понимается как один из видов критических жизненных ситуаций. Ермолаева же определяет фрустрацию как сложное явление, имеющее личностный и надличностный характер, а также как "психологическое явление, возникающее в реальной жизни социальных субъектов" [6].

Основанием социальной фрустрации, по мнению исследовательницы, выступает "блокирование общезначимых социально-психологических потребностей людей". Социальная фрустрация рассматривается как критическая ситуация в жизни социальных субъектов.

Ермолаева выделила три группы детерминант социальной фрустрации, осуществляющихся в мета-, интра- и интерпространстве социального субъекта, а также три стадии развития фрустрации: предфрустрационная, начало фрустрации и "развёрнутая" фрустрация.

Подводя итог, Ермолаева определяет социальную фрустрацию как "объектно-субъектное явление, отражающее внешний мир в индивидуальном, групповом, общественном сознании через формирование социально-психологического отношения" [6].

Часто термин "фрустрация" используется применительно к столкновению человека со сверхтрудностями. Личность всегда имеет какие-либо потребности, нерешённые задачи, планы на будущее, но не все потребности могут быть удовлетворены и планы выполнены. Удовлетворению потребности может помешать препятствие, преграда, понимаемые субъектом как непреодолимые. При столкновении человека с такими препятствиями и может возникнуть состояние, называемое фрустрацией.

Розенцвейг, автор методики рисуночной фрустрации, определял фрустрацию как состояние, когда организм встречает более или менее непреодолимое препятствие на пути к удовлетворению своих потребносте [18].

А.И. Плотичер считал, что фрустрацию следует понимать как психологический феномен, характеризующий состояние личности, а не организма [16], и разделял определение, данное

Н.Д. Левитовым, согласно которому "фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи" [10].

Н.Д. Левитов в работе "Фрустрация как один из видов психических состояний"[10] также писал, что согласно определению, данному Брауном и Фарбером, фрустрация — результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается.

Другие авторы, например В.С. Мерлин, считали, что в ситуациях фрустрации нет чего-либо социально типичного и что реакции на фрустрацию присущи не только человеку, но и животному. Под фрустрацией он понимал "состояние человека или животного при таком неудовлетворении каких-либо мотивов, которые превосходят порог его терпимости" [12].

Реакции на фрустрацию могут быть различными. Тип реакции зависит от степени фрустрации, характеристик личности, уровня развития личности, возраста, жизненного опыта.

Реакции на фрустрацию предопределяет подготовленность к "встрече" с фрустрацией. Исследования К. Обуховского, А. Бомбара показали, что "ожидание последствий фрустрации действует иногда сильнее, чем сама фрустрация" [15, 3]. С фрустрацией связано понятие толерантности ("терпимости, выносливости по отношению к фрустрационным ситуациям" [2, с. 27]). Если толерантность не выработана, то при мощном раздражителе, непреодолимом препятствии наступает состояние фрустрации.

Одним из проявлений фрустрации может быть агрессивное поведение, т. е. возникает генерализованная агрессия, направляющаяся на препятствие. Можно выстроить следующую последовательность: желание преодолеть препятствие — агрессия — гнев (различные бурные неадекватные реакции). Психолог Гейц считал, что раздражённость, агрессивность, гнев чаще всего вызываются фрустрацией.

В американской психологической литературе весьма распространена тенденция из числа реакций на фрустратор особо выделять агрессию. Встречаются попытки всякую агрессию истолковать как фрустрацию. На этой позиции, например, стоят Миллер, Мауэр, Дуб, Доллард. Агрессия — один из ярко выраженных стенических, или активных, проявлений фрустрации. Однако активные, или стенические, проявления фрустрации нельзя свести

к агрессии. Некоторые исследователи, в частности Майер, типичным выражением фрустрации считают фиксацию. Фиксация определяется как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. И здесь же проявляется стереотипность  восприятия и мышления.

Другой реакцией на фрустрацию может быть отступление или уход. При этом всё же возникающая агрессивность не проявляется открыто и может вызывать состояния длительной фиксации. Ещё одной реакцией на фрустрацию, по мнению исследователей, является регрессия, когда трудная задача, которую необходимо решить, замещается более лёгкой.

Е.И. Кузьмина [8] рассматривая феномен фрустрации, выделила понятия свободы и несвободы от фрустрации. "Несвобода — фрустрационное состояние, возникающее у человека при осознании и переживании того, что границы возможностей, мешающие самореализации, непреодолимы, а также в результате совершения им несвободного действия, несвободного выбора (с редуцированной, искаженной картиной компонентов, процессов, возможностей деятельности) под влиянием другого человека, группы, традиций, стереотипов и т. д". По мнению Кузьминой, некоторые индивидуальные особенности человека и личностные качества способствуютосвобождению от фрустрации (например, сила "Я" — эмоциональная устойчивость, нонконформизм, высокий уровень ответственности, высокая самооценка и др.), другие, в свою очередь, препятствуютосвобождению от фрустрации (акцентуации характера: застревание, тревожность, эмотивность, возбудимость, экзальтированность; низкий уровень ответственности; конформизм; эмоционально-волевая неустойчивость; тенденция к агрессивному поведению; низкая самооценка и др.).

И.С. Коростелева [7] в работе "Психологические предпосылки и последствия переживания фрустрации в норме и при психосоматических заболеваниях" провела сравнительный анализ отношений к фрустрации психосоматических больных и здоровых испытуемых. В результате анализа автор пришла к следующему выводу: психосоматические больные амбивалентно реагируют на ситуацию фрустрации, "когда кумуляция негативного аффекта актуализирует мотивы, задающие уход от продолжения деятельности в ней, а переживание чувства вины стимулирует продолжение деятельности для сохранения самооценки" [7]. Таким образом, в ситуации фрустрации больные используют "реакцию капитуляции", что может свидетельствовать о выражении "отказа от поиска".

Анализ научных публикаций показывает, что социальная фрустрация как сложное и мало изученное явление привлекала внимание многих исследователей. И хотя вклад этих учёных в изучение фрустрации неоспорим, единой согласованной теории пока не создано, и эта проблема требует дальнейшего теоретического и практического исследования.

Добавить комментарий