вопросы к экзамену

1.   Возникновение журналистики. Пражурналистские явления.

2.   Социальные, экономические и культурные факторы, способствовавшие появлению и развитию журналистики.

3.   Медиаобразование сегодня. Актуальность медиакомпетентности.

4.   Современная медиаструктура России.

5.   Российские СМИ в Интернете.

6.   Массовая информация - центральная категория журналистики. Характеристики массовой информации.

7. Общенаучная трактовка понятия "информация". Значение понятия "информация".

8. "Действующие силы" системы СМИ. Факторы формирования медиатекстов.

9.   Функции журналистики. Социальные роли журналистики.

10. Система принципов журналистики. Принцип гуманизма.

11. Четыре теории прессы: сравнительная характеристика.

12. Экономические условия и факторы свободы СМИ.

13. Российское законодательство о СМИ. Юридические аспекты свободы журналистики.

14. Исторические типы (модели) журналистики.

15. Журналистика как "четвертая власть". Характер и пределы "властных полномочий" СМИ.

16. Журналистский текст и социальная действительность.

17. Структура и инфраструктура СМИ. Возможности различных типов СМИ.

18. Информационная политика. Факторы формирования инфор­мационной политики.

19. Эффективность журналистской практики. Проблема эффек­тивности журналистики.

20. Понятие "аудитория". Параметры изучения аудитории СМИ.

21. Асоциальные тенденции в журналистике.

22. Журналистский текст и PR-текст: сравнительные характерис­тики.

23. Репортажное освещение событий.

24. Почему информация в настоящее время превращается в экономический ресурс?

25. Какими параметрами измеряется информационное богатство рынков СМИ?

26. Что такое сдвоенный рынок товаров и услуг?

27. Какую услугу и кому предоставляют СМИ?

28. Рыночные характеристики печатных и аудиовизуальных СМИ.

29. Типы рекламы в СМИ.

30. Медиапланирование. Данные об аудитории в медиапланиро­вании.

31. Что такое "парадокс разнообразия" в СМИ?

32. Медиаизмерения: технологии проведения.

33. Понятие рейтинга. Формула определения рейтинга.

34. Конкуренция СМИ на рынке содержания, на рынке рекламы и на рынке свободного времени.

35. Журналистика и проблема плюрализма.

36. Что такое "двойная роль рекламы" в газетах?

37. Источники информации в журналистике. Правила работы с ними.

38. Семантическая, синтактическая и прагматическая адекватность медиатекста.

39. Теория "постиндустриального общества".

40. Концепция информационного общества. "Общество знаний".

41. Периодизация журналистики XX века. Четыре "коммуникационные революции".

42. Пресс-релиз: правила и технология составления.

43. Понятие "идеология". Роль СМИ в формировании идеологических представлений в массовом сознании.

44. Рыночные характеристики печатных и аудиовизуальных СМИ.

45. Журналистский комментарий: соотношение фактической и оценочной информации.

46. Дать определение понятия "глобализация".

47. Дать определение понятий "агитация", "пропаганда".

48. Формула сравнения эффективности СМИ.

49. Сравнить преимущества и недостатки прессы, радио и телевидения как  рекламоносителей.

50. Факторы, оказавшие влияние на становление экономики печатных СМИ.

51. Психология восприятия журналистского текста.

52. Привести примеры современных тенденций развития газетных рынков.

53. Охарактеризовать основные механизмы государственного вмешательства в экономику прессы.

54. Какие социальные и технологические условия привели к появлению ТВ?

55. Основные модели телевизионной индустрии.

56. Источники доходов в телевизионной  индустрии.

57. Модели общественного вещания в информационно богатых странах. Принципы общественного вещания.

58. Истоки философии общественного вещания в странах Западной Европы.

59. Три модели организации и финансирования радиовещания.

60. Спутниковое ТВ. CNN - глобальная служба теленовостей.

61. Спутниковая служба теленовостей Euronews.

62. Ведущие российские телекомпании.

63. Мировые тенденции в развитии СМИ. Понятия "монополизация", "глобализация".

64. Художественно-публицистические жанры прессы.

65. СМИ и проблемы мирового сообщества.

66. Крупнейшие мировые информационные агентства.

67. Какие причины и когда вызвали радикальную трансформацию экономики радиоиндустрии?

68. Назвать основные форматы современных коммерческих радиостанций. Привести примеры.

69. Каким образом развитие технологий приводит к преобразованию медиасистем?

70. Дать определение конвергенции СМИ. Привести примеры.

71. Природа жанров прессы и принципы их классификации.

72. Средства создания публицистического сценария. Тема и идея журналистского произведения.

73. Информационный повод. Приемы привлечения внимания. Способы преодоления "порогов" восприятия.

74. Особенности создания телевизионного репортажа.

75. Информационные жанры.

76. Этические принципы журналистики.

77. Технология проведения интервью. Четыре стадии общения.

78. Социальная драматургия в печатных СМИ и на ТВ. Использование элементов драматургии в медиатекстах.

79. Специфика новостной информации. Структура новости. Манипулятивные приемы в создании новостей.

80. "Массовая" и "качественная" пресса. Таблоиды.

81.  Что такое социальный институт? Привести примеры.

82. Роль СМИ в формировании общественного мнения.

83. Законодательное регулирование отношений СМИ-источника информации и СМИ-аудитории.

84. Композиционные приемы построения журналистского текста.

85. Этические кодексы журналистов и специалистов PR.

86. "Черный PR" и "скрытая реклама" с правовой и этической точек зрения.

87. Аналитические жанры журналистики.

88. Телевизионный ведущий и комментатор: "формула" популярности.

89. Публицистическая образность и формы ее проявления.

   

Рейтинговая система оценки работы студента по результатам

выполнения самостоятельной работы и контроля

усвоения материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестр

Вид

деятельности

Максимальный рейтинг

Срок

выполнения

Рейтинг, достаточный для допуска к экзамену

3

Активное участие в семинарах

40

В течение семестра

40

Контрольная работа № 1

15

7 неделя

Контрольная работа № 2

15

15 неделя

Экзамен

30

сессия

 

Итого

100

 

4

Активное участие в семинарах

30

В течение семестра

40

Курсовая работа

40

15 неделя

Экзамен

30

сессия

 

Итого

100