1. Особенности, цели и задачи дисциплины

 

Курс "Сравнительный анализ социально-экономического развития Западной Европы и Дальнего Востока" является специальной дисциплиной, устанавливаемой вузом по выбору студента для специальности "Регионоведение".

В центре анализа теоретического и практического материала по данному курсу находятся два региона: Западная Европа и Дальний Восток, что вызвано рядом причин: 1) значимостью в современной мировой экономике; 2) наличием комплекса ресурсов (демографических, финансовых, природных и др.); 3) значительным потенциалом развития.

 С этим и связана актуальность данного курса и его значимость для специалистов-регионоведов. Кроме того, в настоящее время не издано соответствующих методических материалов и учебников.

Основная цель курса – формирование комплекса знаний о пространственных, экономико-географических и социально-исторических закономерностях развития Западной Европы и Дальнего Востока. Задача курса: овладение современными инструментами анализа экономических и социальных процессов в регионах.

В результате освоения дисциплины "Сравнительный анализ социально-экономического развития Западной Европы и Дальнего Востока" студент должен:

1) иметь представление о Западной Европе и Восточной Азии как двух центрах экономической и политической силы в современном мире;

2) знать общие и специфические черты социально-экономического развития Западной Европы и стран Дальнего Востока: основные макроэкономические показатели, хозяйственную структуру, основные социально-экономические процессы;

3) уметь оценивать развитие экономики страны на основе макроэкономических показателей и отраслевой структуры хозяйства;

4) выявлять основные факторы и причины развития, обусловливающие тот или иной социальный, экономический процесс;

5) давать количественную и качественную оценку социально-экономическим процессам, выявлять влияние одного параметра экономики на общую социально-экономическую структуру государства.

Необходимо отметить, что Западная Европа является старейшим центром мирового развития. В настоящее время это один из трех крупнейших экономических центров. Здесь проживает около 250 млн населения, сконцентрированы мощная промышленная база с наукоемкими производствами и значительные ресурсы капитала. В первую очередь экономическую мощь региона определяют следующие страны, входящие в "большую семерку": ФРГ, Франция, Великобритания и Италия.

До второй половины ХХ века Дальний Восток не был в центре мирового экономического развития. Однако в результате геополитических и геоэкономических изменений в восточно-азиатском регионе начал складываться принципиально новый, никогда ранее не существовавший тип политических и хозяйственных связей. К концу двадцатого столетия Восточная Азия стала самой динамично развивающейся территорией мира. Здесь сформировался третий центр экономической мощи, в который вошли Япония, Республика Корея и с конца ХХ столетия – Китай.

Сравнительный анализ как метод исследования помогает решить две учебные задачи. С одной стороны, в процессе сопоставления различных регионов происходит их дальнейшее изучение, углубляются

и расширяются знания об экономике, социальном устройстве и особенностях Западной Европы и Восточной Азии, с другой стороны, выявляются типологические черты, свойственные этим двум регионам, четче определяются индивидуальные характеристики, присущие тому или иному региону. Кроме того, этот анализ позволяет давать не только количественную, но и качественную оценку изучаемых регионов, определять относительные величины того или иного показателя. Сопоставление Западной Европы (старейшего высокоразвитого района)

и Восточной Азии (бурно развивающейся территории) дает возможность не только показать качественное развитие Дальнего Востока, который по многим экономическим параметрам уже приблизился к Западной Европе, но и раскрыть (реально обнажить) значительное число проблем европейской экономики.

1raz9elite2

В методических рекомендациях отражена специфика содержательного компонента курса: изучение материала построено в соответствии с принципом сравнения двух социально-экономических регионов. Cодержание дисциплины раскрыто в восьми темах, к каждой из них дается примерная тематика семинарских занятий. Список литературы указан к каждой теме отдельно. Для организации и оценки самостоятельной работы в курсе предлагается тематика и методические указания по написанию контрольных работ и тестовые задания разного уровня сложности.

Данный курс может быть предложен как студентам, изучающим Западную Европу, так и студентам, специализирующимся на странах Восточной Азии в рамках специальности "Регионоведение".