2. Технологии деятельностных систем как основа структурирования социума

Специализация и системная интеграция технологий и их деятельностных систем лежат в основе структурообразования в социуме. Технологии демографические (жизни и воспроизводства народонаселения), природопользовательные (использование ресурсов географической среды, биосферы), производственные (производство средств и благ жизни) составляют базовую троицу материального бытия социума. Их социально-деятельностные структурные формы – это семья, этносы, ресурсодобывающие и производственные структуры. В материальном производстве выделяются собственно производственные технологии и технологии экономические (производственно-эконо-мических отношений). Базовые материальные структуры создают и поддерживают материальные условия жизни, само бытие людей как технологию, которая сконцентрирована прежде всего в социально-бы-товой сфере социума, а также в сфере услуг. Материальное произво-дство – основа жизни и развития общества, сфера массовой объективации прикладных образцов творчества и новаций, обеспечивающих качественный прогресс. Правово-политические структуры социума, включая государство, содержат в себе правовые и политические технологии, предназначенные для сохранения мирных условий бытия, поддержания нормированного порядка и для управления жизненными (технологическими) процессами социума во всех его сферах. Функционирование технологий в базовых материальных, в социальных и правово-политических структурах опосредуется духовной рефлексией нормативной идеологии (нравственной, правовой, политической, менталитетно-стереотипной, традиционной). Специализация технологий и систем деятельности на материально-силовые и духовно-ценностные лежит в основе структурного выделения глобальных подсистем цивилизации и культуры. Специализация технологий и систем деятельности, связанных с аккумуляцией и передачей знаний и технологического опыта, служит основой структурообразования в системе традиции социума. Это, в частности, простое воспроизводство технологий и систем деятельности, система образования, профессионального обучения, библиотеки, музеи и т. п.