1. Сущность антропной социализации

В вопросе о генезисе, зарождении и дальнейшем становлении социума важно понимание сущности антропной социализации как перехода биологического сообщества предлюдей, антропоидов в элементарную биосоциальную общность, перехода, связанного с возникновением деятельностно-технологического коллектива людей как сообщества жизнедеятельности с силовой коллективной рефлексивной системой, обеспечивающей согласованное, самоорганизованное поведение людей.

Сущность антропной социализации жизнедеятельностной общности людей заключается в ее окружении средой искусственных технологий, обеспечивающих биологическому гомеостазу жизни человека статус привилегированной цели в поле естественных (земных и биосферных) технологий, которые постепенно развивают знаково-смысло-вое богатство и разнообразие социальной жизни человека и исторически возвышают его антропную сущность. Технологическая среда деятельностной системы людей включает привилегированным образом биологические потребности людей в трофические цепи технологии биосферы и тем самым превращает человека и его социум в привилегированную цель в сферах земной, биосферной и социальной технологий. Это технологический смысл социализации человека.

Коллективная воля социальной жизнедеятельности, исходящая от нормативно-духов-ной коллективной рефлексивной системы, санкционируется социаль-ной силой (силами физической, технологической, экономической, социально-бытовой, социально-сословной, моральной, правовой, судебной, политической, военной, идейной и идеологической).

Механизмы возникновения и становления социума лучше понимаются при учете семиотических моментов этих процессов. Антропогенез и социогенез имеют глубокую семиотическую природу. Человек – сознательное технологическое существо со знакообразующей, смыслообразующей и знаково-смысловой направленностью познавательно-творческой и практической деятельности. Человек осваивает искусственные знаково-смысловые технологии жизни и производит с их помощью знаково-смысловые объекты, факторы и средства как блага и ценности человеческой жизни. Знаки, значения и смысл образуют семиотическую природу человека, его деятельности и сознания, как и семиотическую природу социальной реальности, социума и исторического процесса. Выделение глобальных подсистем материально-знако-вой цивилизации и духовно-смысловой культуры имеет свою семиотико-технологическую подоснову. Социальное – семиотическая реальность. Антропогенез и социогенез как процесс социализации – это переход к систематическому творчеству и производству знаково-смысловых объектов и факторов жизни производственного, социального и духовно-культурного предназначения. Это переход к систематическому производству и использованию семиотических, знаково-смысловых объектов и факторов жизни: речевого языка, орудий труда, предметов потребления и декоративно-бытового обихода, оружия, знания, предметов ритуально-идеологического и культурно-духовного смысла и  др. История социума

это постепенное преумножение богатства знаково-смыслового бытия человека и общества с возвышением смыслов материальной и духовной их жизни и возвышением социальной сущности исторических поколений людей.

Вместе с тем силовой характер отношений людей в обществе ведет в цивилизации к образованию социального неравенства.

Используя свое положение в общественной системе силовых отношений, социальные коллективы людей обеспечивают себе определенную степень целевой привилегированности и превращаются тем самым в определенные разной привилегированности социальные страты (нации, элиты, классы, сословия, слои, прослойки, группы). Социальные силы используются при распределении собственности, социальных привилегий и жизненных благ. Силовая система отношений используется в цивилизации и для установления и поддержания организованного нормативного порядка в социуме как системе индивидно-поведенческого хаоса. Доминирующим ядром системы силовых отношений цивилизации выступает государство как орган установления и поддержания системы социальных привилегий и системы нормативного порядка социума. Механизмы и методы поддержания реального порядка в обществе зависят от особенностей комплексного комбинирования разных сил и либеральных свобод в управлении жизнью. При этом возможно в разной степени владеть или не владеть технологическими схемами управления упорядоченным и хаотическим планами жизни социума. Социальное – технологическая жизнь коллектива людей, организуемая, объединяемая и регулируемая коллективной рефлексией, имеющей статус силовой санкции, реализуемой силовыми структурами власти. Рефлексия и сила – средства гармонической самоорганизации социального хаоса и способ противостояния ему. Разная суть социальных сил задает множество форм социальной власти: физической, технической, технологической, экономической, финансовой, социальной, правовой, политической, военной, идеологической и др. Центральное ядро властно-силовых сфер социума – силовые и властные системы государства. На силовую природу социального указывает В.В.Бобров[8].  

Общество, как писал Маркс, – это система общественных отношений. Поэтому представляется важным выяснить структурный состав общественного отношения как элемента возникшей системы социального. Социальное отношение в простом случае имеет (1) субъектно-объектную природу: исходит от своего социального субъекта и адресуется объекту отношения (природному объекту, индивиду, коллективу). Оно всегда (2) имеет определенную технологическую природу, соответствующую сложившимся технологиям разных типов социальных отношений. Технологическое отношение обычно (3) сопровождается информационным, коммуникативным отношением, адресованным от субъекта к объекту: преобразуемый объект опредмечивает информацию; лица, организации информируются о смысле применения к ним технологического отношения. Коммуникативная информация (4) имеет нормативную оценку в свете нормативной рефлексии, обслуживающей данный тип общественных отношений. Наконец, общественное отношение сопровождается (5) санкцией на применение силовой технологии в нормативно-виртуальной или в буквальной форме (санкцией от некоторого социального субъекта) и применением этой силовой технологии к объекту отношения в необходимой форме. Таким образом, общественное отношение как простейший элемент системы социального имеет вышеуказанный непростой структурный состав. Общественные отношения качественно разнообразятся во внутренних и внешних отношениях инертной традиции, цивилизации, духовной культуры и в их структурных звеньях.  

Важен и вопрос о том, каким образом в социогенезисе происходит социализация материального, инертного и духовного начал социальной субстанции в подсистемах социума (инертной системе, цивилизации, культуре) и в его человеческом факторе: в коллективизме трудящихся в инертной системе, в эгоистическом индивидуализме элиты цивилизации, в гуманистическом индивидуализме людей духовной культуры. Низовой, первичный технологический коллектив с общей ре-флексивной духовной системой служит исходной клеточкой социума, в которой потенциально заложены формирование  и развитие названных глобальных подсистем и социальных субъектов социума. Каковы принципы их формирования?

Простое воспроизводство технологий жизни в деятельностном коллективе с рефлексией порождает инертную систему и  инертный способ жизни, какие сложились в первобытном обществе (и существуют в цивилизации). В человеческом факторе здесь доминировал исполнительский коллективизм. Направляющий индивидуализм с принятием решений был представлен главами родов, вождями и старейшинами племен. Первобытный технологический коллектив жизни в тече-ние первобытной истории человечества был носителем исторического принципа рефлексии того времени: инертного воспроизводства жизнедеятельности. Тенденции поиска эгоистических индивидуалистов, из которых в будущем разовьется цивилизация материальной жизнедеятельности социума, и тенденции поискового творчества гуманистических индивидуалистов, из которых в будущем разовьется духовная культура социума, встречались в зачаточном состоянии. Но эти зачаточные тенденции к творчеству эгоистических материально-сило-вых форм жизнедеятельности и к творчеству гуманных духовно-куль-турных форм жизнедеятельности постепенно обогащали материальные и духовные технологии, блага и отношения первобытного общества, подготавливая принципы жизни развитого социума.

Добавить комментарий