Введение

Философское познание и видение мира, философское мировоззрение периодически обновляются в связи с накоплением достижений естественно-технических, социальных и гуманитарно-культурных наук. Философия начала XXI века в целом и социальная философия в частности, как полагают многие ведущие философы-специалисты, нуждаются в выработке новой парадигмы общей и социальной онтологии, объясняющей сущность мирового и социального бытия. Новая парадигма философской онтологии должна обобщить и ассимилировать разрозненные научные, социальные, культурные и философские достижения XIX – XX веков. Этим заняты многие современные философы, и на этом поприще уже наработаны значительные результаты. В предлагаемом учебном пособии дается обобщающий набросок современной парадигмы социальной философии, тогда как контуры новой парадигмы общей философской онтологии уже представлены в из-данном учебном пособии[1]. Современное состояние социума точнее видится и оценивается в качестве пересечений результатов и тенденций прошлого с тенденциями, ведущими в будущее. Современной проблемной точкой пересечения прошлого, настоящего и будущего планетарного социума становятся глобальные проблемы цивилизации, которые воплощают в себе главные вызовы и угрозы человечеству в текущей истории.

Будущее нынешней цивилизации, предсказываемое Римским клубом, А. Тоффлером[2], И.В. Бестужевым-Ладой[3]

и др., видится в образе угроз цивилизации, основам человечности, социальности, духовности и культуры. Цивилизации уже сопутствуют кризисные явления: ей предъявлены вызовы в лице глобальных проблем. В мире растет неприятие политики некритического распространения стереотипов жизни и ценностей западной цивилизации на все человечество. Однако все это принимает формы осторожного отношения, протестов антиглобалистов, террора. Социальный мир – многокачественный. И все же глобальная технологическая, научно-техническая, экономическая и политическая интеграция крупных держав и всего человечества перед лицом вызовов и угроз глобальных проблем неизбежна. Все это побуждает многих ученых и философов к новому пересмотру коренных устоев, законов эволюции, динамик, а также альтернатив будущего планетарного социума, как они поняты и представлены в современной социальной философии и социальной науке. Осознавать установки и политику жизни человечества следует на мудрой, здравой и глубокой теоретической базе.

В наше время имеется несколько существенно различных конкурирующих парадигм (теологическая, исторического материализма), учений, направлений социальной философии, содержащих в себе взаимодополнительное позитивное содержание, относящееся как к онтологии, так и к эпистемологии социальной философии. В этом выражается проблемная ситуация, охватывающая онтологию и методологию этой сложной области философии. И проблема здесь состоит в том, что необходимо создание новой, обобщенной парадигмы социальной философии. Эта идея осознана многими специалистами в данной области. Так, о необходимости выработки новой обобщенной парадигмы социальной философии высказался С.Э. Крапивенский, который полагает, что основой для синтеза результатов в новую парадигму должен быть диалектический и исторический материализм[4]. Н.С. Розов[5]

с позиций материализма осуществил попытку обобщенного синтеза новой па-радигмы "философии и теории истории", этого ядра социальной философии. По нашему убеждению, для новой парадигмы социальной философии следует использовать не одностороннюю монистическую онтологию (материализм или идеализм), а более сбалансированную дуалистическую или еще лучше триадно-паритетную онтологию, вариант которой разработан и обоснован в работах автора[6]. Избранный тип общей онтологии имеет радикальное значение в выборе базовых сущностных факторов, определяющих общую природу социума и его историческую динамику. это хорошо видно из сравнения учений философии истории, взятых из религиозно-идеалистической и материалистической философских парадигм в изображении социума и его истории. В формировании содержания социальной философии усилиями разных ее направлений действует логика специализации и дополнительности в изучении роли разных факторов в детерминации структуры социума и его динамики. В работе рассматриваются исходные методологические основания (онтологические и эпистемологические) социальной философии, включая и основания философии истории. 

"Объекты" изучения социальной философии

– социум и его история, строение, функционирование, развитие, процесс их постижения гуманитарными науками как опорных объектов философской теоретической реконструкции их сущности. "Предмет исследования" социальной философии – анализ и решение проблем идеализированной теоретической реконструкции сущности названных объектов социальной философии, т. е. философская методология онтологии и эпистемологии социальной философии. Подразделы

социальной философии. 1. Теория и методология философии истории. 2. Теория и метод философии социума (цивилизации, культуры, системы инертной традиции в их единстве). 3. Теория и метод философии футурологии. 4. Теория и метод философской антропологии и философского учения о бытии человека. 5. Философская теория гуманитарного познания социума (эпистемология). Разделение онтологических теорий и методологии в социальной философии выделяет два главных подраздела социальной философии: социальную онтологию и социальную эпистемологию, хотя в целом социальную философию можно рассматривать как методологию в отношении гуманитарных наук. В составе социальной философии онтологический и методологический ее планы оказываются содержательно тесно взаимосвязанными в отношении теоретической реконструкции этих ее планов. Состав социальной философии соотнесен с ее функциями.

Социальная философия выполняет мировоззренческую, аксиологическую и методологическую (онтологическую и эпистемологическую) функции в отношении гуманитарных наук: истории, социологии, экономики, правоведения, политологии, футурологии, культурологии, искусствоведения, психологии, военной науки, конфликтологии, семиотики, языкознания, демографии и др. Эту важную роль философии в отношении гуманитарных наук, в особенности истории, хорошо осознавал Реймон Арон, который писал, что всякие ретроспективные исследования и интерпретации эмпирических данных историков зависят от истин философии, философской теории, которая логически им предшествует[7]. Но социальная философия выполняет еще и методологическую функцию, обращенную к самой себе, и имеет собственную методологию своей онтологии и эпистемологии, предназначенную для их построения, обоснования, осмысления и гуманитарного приложения. Это методология социальной онтологии и методология социальной эпистемологии, вместе составляющие методологию социальной философии.