методические рекомендации

Базой при подготовке к первому вопросу является работа Ю.Н. Козырева [3], в которой духовность рассматривается в социологическом аспекте и понимается как детерминирующее основание социальной деятельности. Кроме этого необходимо изучить работы М.М. Бахтина «К философии поступка» [1], П.В. Симонова «Происхождение духовности» (№ 5, в соавторстве) и отметить, в чем научные позиции данных авторов совпадают со взглядами Ю.Н. Козырева при рассмотрении духовности.

Следующие вопросы (2, 3, 4) основаны на изучении монографии Г.Л. Воронина [2], в которой излагается авторская позиция по проблемам духовности – как на теоретическом, так и на практическом уровне.

При подготовке второго вопроса необходимо рассмотреть следующие принципы духовной организации личности и общества (по классификации Г.Л. Воронина):

1. Принципы философского уровня (гуманизма, всесторонности, системности).

2. Принципы социологического уровня (многомерности, деятельности, поляризации, интенциональности, метафоричности).

3. Принципы психологического уровня (коллективности, пристрастности, амбивалентности, биосоциальной природы человека).

В третьем вопросе необходимо акцентировать внимание на том, что нужно отнести к числу параметров духовности, определяющих ее меру, и выявить социологические индикаторы духовной организации личности. В качестве этих индикаторов Г.Л. Воронин предлагает практическую реализацию каждым индивидом парадигм созидания или разрушения, выбор социального взаимодействия на основе консенсиализма или диссенсиализма. Поэтому в этом вопросе необходимо подробно остановиться на анализе консенсиализма и диссенсиализма, что подробно излагается в работе Г.Л. Воронина [2].

В четвертом вопросе рекомендуется изучить методики, с помощью которых Г.Л. Воронин и группа его последователей предлагают измерять духовную организацию личности и общества и реализуют это на практике, приводя результаты своего исследования. Студентам предлагается изучить данный материал и на его основе разработать свою методику по исследованию духовной организации личности и общества. Проблема квантификации представления о духовности мало разработана, поэтому студенты имеют возможность внести свой вклад в современную науку.