методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу студентам необходимо изучить социологические теории личности – историко-материалистическую, диспозиционную, ролевую. Следует также проанализировать вопрос о личности как субъекте и объекте общественных отношений, рассмотреть понятия «формирование» и «развитие» в аспекте социологического подхода. Данный материал изложен во многих учебниках по социологии личности и общей социологии. Рекомендуется повторять его по учебнику А.И. Артемьева [1] и Ж.Т. Тощенко [12].

Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятий: потребность, духовная потребность; структурные и функциональные характеристики духовных потребностей. Этот материал рекомендуется изучить по работе исследователя Н.А. Победы [7].

В третьем вопросе необходимо рассмотреть социальные факторы, способствующие формированию и развитию целостной личности, ее духовных основ, проанализировать концепции, рассматривающие духовность как жизненную способность личности (Э. Фромм, Е.В. Руденский, Г.Л. Воронин, П.А. Сорокин).

В четвертом вопросе при определении роли искусства в формировании целостной личности возможно использование материала из учебника Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой [2]. Кроме этого рекомендуется самостоятельно провести историко-ретроспективный анализ по отражению социального настроения и модальных личностей той или иной эпохи в произведениях искусства (на выбор – эпоха и жанр искусства, начиная с Античности по настоящее время).