методические рекомендации по подготовке к занятиям

Базовый материал по подготовке ко всем вопросам темы изложен в источниках 1, 2, 7 (см. список литературы к теме). Однако при подготовке каждого вопроса необходимо ознакомиться с дополнительной литературой, освещающей разные аспекты проблемы духовности, указанной в списке литературы к теме.

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо дать историческую ретроспективу космологического подхода, который основан на рассмотрении связи духовности человека с универсальным космическим началом (космосом, Универсумом, Абсолютом – названия могут быть разные). Необходимо осветить эту традицию в понимании духовных основ человека в философских учениях Индии, Греции, Китая, в концепциях конца XIX – начала XX века (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.), в учении «Живой этики» и в современных философских и социологических концепциях (концепция

жизненных сил человека С.И. Григорьева, универсумная социология В.Г.Немировского), рассмотрении космо-планетарного феномена человека в трудах В.П. Казначеева и Е.А. Спирина и др.

Ответ на второй вопрос подразумевает исследование духовности человека в аспекте его приобщения к Богу, через веру, принятие ценностей, соответствующих закону божественного начала и развития. Рекомендуется более подробно рассмотреть русскую философскую школу конца XIX – начала XX века (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).

Подготовка третьего вопроса связана с освещением аксиологического подхода. Впрочем, этот подход подразумевается и в первых двух (космологическом и теологическом). Однако если в них акцент делается на неких внеземных силах, то в аксиологическом подходе рассматриваются нравственные ценности личности, как проявление ее духовности, которые не обязательно связаны с космическим или божественным началом. Это преимущественно ценности этические и эстетические. В связи с этим вопросом необходимо рассмотреть работы И.А. Ильина, Н.О. Лосского, К. Маркса, Ф. Энгельса.

Аксиологический подход чаще всего сочетается с когнитивным. Поэтому охарактеризовав черты когнитивного подхода (при подготовке к четвертому вопросу) и отметив разницу между его проявлениями в зарубежной и отечественной научной литературе, рекомендуется более подробно изучить позиции ученых, сочетающих в своих работах когнитивный и аксиологический подходы (Э. Фромм, С.Л. Рубинштейн, М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, Ю.М. Федоров).

Необходимо также рассмотреть социологическую интерпретацию термина духовность, предложенную Г.Л. Ворониным, акцентирующую внимание на социальном взаимодействии личности, ее способности строить его на основе сотрудничества, моральных отношений, признания значимости личности другого или, наоборот, соперничества, нетерпимости, агрессивности и т. д.