Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу необходимо учитывать, что понятие «социальные отношения» рассматривается здесь применительно к социальной психологии, т. е. в его содержании фиксируется, прежде всего, сам факт связи и взаимодействия представителей различных социальных общностей и социальных групп. Поэтому в данном вопросе необходимо отметить структуру социальных отношений и её основные элементы – содержание и способ выражения, а также рассмотреть главную причину нарушения общения «как дисгармонию между содержанием и средствами общения» [7].

Во втором вопросе следует подчеркнуть, что в социально-психологическом плане понятие «общность» – это «совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях» (Е.В. Руденский). Далее, анализируя более подробно понятие «социально-психологическая общность»

(В. Вичев), необходимо рассмотреть виды социально-психологической общности, ее функции, общность как результат социальной дифференциации, условия ее консолидации, ее характеристику как совокупного субъекта общения.

В третьем вопросе анализируются социально-психологические механизмы общения, которые основательно рассмотрены в социально-психологической литературе: внушение, убеждение, подражание. Этот материал подробно изложен в учебниках по социальной психологии Г.М. Андреевой, Е.В. Руденского, В.Г. Крысько и др.

Четвертый вопрос поднимает сложную проблему общения как процесса психического регулирования социальной жизни личности. В данном вопросе необходимо прежде всего рассмотреть два взаимосвязанных контура психического регулирования – внешний и внутренний. При этом регулирование как психологическое воздействие рассматривается как система, многоуровневый и многокачественный процесс. Вопрос о классах психологического воздействия рекомендуется рассматривать на основе классификации А.Г. Ковалева, включающей экологические, социальные, культурологические и аутовоздействия. При этом необходимо отметить, что эти воздействия реализуются через социокоммуникативную систему, поэтому при ответе на данный вопрос рекомендуется также рассмотреть социокоммуникативную систему, прежде всего, – иерархию ее уровней.