Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо рассмотреть взаимосвязь академической и прикладной науки, проблему ценностей, критерии практичес-кого применения социально-психологического знания, выбор социального психолога между функциями социального технолога и гражданина [12].

Во втором вопросе рассматривается программа социально-психологического исследования. Главное требование к программе заключается в том, чтобы она была не только направлена на представление набора данных, но и стала основой научного анализа изучаемого объекта. Далее требуется осветить структурный аспект программы, ее обязательные компоненты, сравнить с особенностями программы социологического исследования.

В третьем вопросе необходимо проанализировать два уровня социально-психологической диагностики – уровень социально-психоло-гической теории и сферу социальной практики, а также два типа социально-психологического диагноза, взаимосвязь понятий «психодиагностика», «исследование», «обследование», «установление диагноза», этапы диагностики как процесса [3]. При этом необходимо подчеркнуть, что постановка социально-психологического диагноза зависит от уровня изучаемого феномена (микро, макро, личностного), сферы, где он наблюдается, и условий, в которых он протекает (нормальные, экстремальные и т. д.). Этот материал подробно изложен в [3].

В четвертом вопросе внимание акцентируется на специфике методов прикладной социальной психологии. Наряду с традиционными  (например, наблюдение, изучение документов, социометрия, эксперимент и т. д.) необходимо рассмотреть методы моделирования и прогнозирования, концептуализацию и виктимизацию, подробно  проанализированные в учебнике Н.А. Корниенко [3]. Там же предлагается психодиагностическая технология. рекомендуется привлечь также [5, 9, 11].