Методические рекомендации по подготовке к занятиям

Отвечая на первый вопрос, студент должен отметить специфическое место, которое социальная психология занимает в системе научного знания, ее особый статус, рассмотреть закономерности и перспективы ее развития как науки, тенденции развития современной социальной психологии в России и за рубежом, круг проблем и задач, профессиограмму качеств современного социального психолога, включенность социально-психологического знания в социальную и политическую проблематику общества.

подготовка к ответу на второй вопрос включает обзор таких важных источников социальной психологии, как концепция психологического эволюционизма (Л. Уорд, Ф. Гиддингс), теория инстинктивизма (У. Мак-Дугалл), теория подражания (Г. Тард), теория психологии народов и группового поведения (Г. Лебон). Этот материал изложен, в частности, в учебнике [История социологии / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997]. Далее, при подготовке второго вопроса, необходимо рассмотреть предпосылки социальной психологии по классификации Б.Д. Парыгина, а также кратко коснуться особенностей психосоциологии, исследующей психологические и социологические проблемы личности в аспекте теории ролевого поведения.

При подготовке к ответу на третий вопрос необходимо рассмотреть структуру социально-психологической теории с позиций различных авторов исходя из того, что они берут в качестве концептуального ядра (отечественные и зарубежные исследователи Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Руденский, Дж. Морено, К. Рудестам). Рекомендуется более подробно остановиться на философско-антропологической теории общения в качестве теоретико-методологического ядра концептуальной схемы социальной психологии.