Цели учебной дисциплины

Основная цель курса – научить будущих социологов анализировать социальные явления и проблемы в аспекте социально-психологического подхода с целью гармонизации социальной жизни в целом, межличностных, межгрупповых отношений и взаимодействия личности с внешним миром, социумом, универсумом; усваивать знания по основным направлениям современной социальной психологии, а тем самым способствовать повышению уровня их культуры, социальной направленности мышления как условия подготовки специалистов.

После изучения дисциплины студент будет:

№ п/п

1. Иметь представление

1.1

о философских истоках возникновения социально-психологической теории

1.2

об основных этапах становления социально-психологического знания, основных направлениях социальной психологии

1.3

о категориальном аппарате социальной психологии

1.4

о взаимосвязи социального мышления и поведения

1.5

о проблемах и задачах социальной психологии на современном этапе ее развития

 

2. Знать

2.1

место социальной психологии в системе научного знания

2.2

историю социальной психологии в России и за рубежом

2.3

о проблеме определения предмета социальной психологии, трех подходах к вопросу о предмете социальной психологии

2.4

о зарождении социально-психологических идей в рамках философии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическая психология)

2.5

методологию и методы социальной психологии, ее понятийный аппарат.

2.6

определение общения как базовой категории социальной психологии

Продолжение таблицы

2.7

определения личности как субъекта общения и коммуникативной компетентности личности

2.8

определения малой группы как социально-психологического феномена и групповой динамики

2.9

определения социальных групп, их классификацию. Определения стихийных групп и массовых движений, психологии больших социальных групп, психологии межгрупповых отношений

2.10

специфику прикладной социальной психологии и ее взаимосвязь с прикладными социологическими исследованиями

 

3. Уметь

3.1

разрабатывать программу исследования

3.2

выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации, о возможных путях ее развития и последствиях

3.3

проводить социально-психологический эксперимент

3.4

обобщать, интерпретировать полученные результаты, прогнозировать развитие событий

3.5

проводить социометрический и стратометрический анализ группы

3.6

свободно дискутировать по проблемам современной социальной психологии

3.7

анализировать литературу по проблемам социальной психологии и подготовить письменную работу (реферат, курсовую)

3.8

анализировать социальные ситуации с позиции социально-психологической теории на макро- и микроуровнях, а также с позиции третьего подхода при определении предмета социальной психологии

3.9

применять знания, полученные при изучении курса, в процессе социологических исследований и практической профессиональной деятельности

 

4. Иметь опыт

4.1

разработки программы теоретического социально-психологического исследования

4.2

разработки программы прикладного социально-психологического исследования

Окончание таблицы

4.3

проведения социально-психологического эксперимента
с последующими обработкой и интерпретацией данных

4.4

анализа социальных ситуаций и прогнозирования развития событий на основе социально-психологической теории

4.5

участия в семинарах и дискуссиях по проблемам социальной психологии

4.6

анализа социально-психологической литературы

4.7

написания письменных работ по проблемам социальной психологии

4.8

проведения социально-психологических тренингов

4.9

проведения психодрамы и социодрамы

4.10

социометрического анализа группы

4.11

проведение тестирования

4.12

применения анализа документов (и других социологических методов) в социально-психологических исследованиях и экспериментах

4.13

применения методов социально-психологического исследования в социологических опросах и экспериментах

4.14

применения полученных знаний в социологических исследованиях, в процессе производственной практики и практической профессиональной деятельности