2.1. Место социальной психологии в системе научного знания о человеке

Исторически социальная психология зародилась и формировалась как научная дисциплина в недрах одновременно психологического и социологического знания. Каждая из этих дисциплин до сих пор охотно числит ее своей составной частью, но объективно социальная психология имеет "пограничное" положение на стыке наук, занимаясь предметностью, которая нуждается в объединенных методологических усилиях социологии и психологии. "Пограничное" положение определено тем, что, во-первых, социальная природа человека, который существует всегда в каком-нибудь социальном контексте, диктует социологическую специфику в изучении психологии личности; во-вторых, психологизм общественных институтов и явлений также не подвергается сомнению, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как посредством общения и деятельности людей, наделенных сознанием и волей. Именно эти две составляющие - социальность личности и психологизм общества - и дают двойную предметность социально-психологического гуманитарного знания. Представим эту предметность подробнее.

Социальность как контекст поведения и деятельности людей существует в культурном пространстве современной цивилизации. Культура создается многими поколениями людей, ее можно назвать искусственной (в отличие от естественной природной) средой обитания человека, где он может удовлетворить многие свои потребности в общении, деятельности, самовыражении, самоутверждении. Социокультурное пространство неоднородно: оно включает в себя мир личности, мир группы, мир поколения, мир класса, мир профессии, мир этноса и т.п.; все это может принадлежать каждому человеку по принципу "своего" или "чужого". "Свое" практически всегда осознается человеком как должное, ведь человек не просто живет в этом мире, но он себя с ним идентифицирует или соотносит с нормами морали, культурными ценностями, нравственными привычками большинства общества; часто "свой мир" фигурирует как своеобразное замкнутое пространство, принадлежность к которому человек может ощущать довольно остро и переживать свою причастность (или непричастность) к нему очень сильно.

Идентификация, как социально-психологический продукт по своей сути, считается одним из механизмов объединения социального и психологического в человеке. Психологически адекватная идентификация связана с реальной принадлежностью к определенной группе; она переживается как положительная идентификация, если человек ощущает психологический комфорт от сопоставлений "Я - сын своих родителей", "Я - студент", "Я - психолог" и т.п.; психологически неадекватная идентификация связана с серьезным внутриличностным конфликтом (последствием разрушенного идентификационного образа), если человек стесняется своих родителей, недоволен своим общественным статусом или социальной ролью.

Идентификация напрямую связана с усвоением человеком социально-психологических установок своей среды; такое усвоение может происходить осознанно или бессознательно. Обычно уровень усвоения проверяется посредством рефлексии и саморефлексии. Усвоенное бессознательно бывает трудно объяснить другому человеку и тогда возникают фразы: "Так принято", "Так поступают все" и т.п. Установки своей среды часто функционируют как стереотипы, упрощенные и схематизированные образы социальных объектов. Они легко запоминаются и защищают психику от возможных рефлексивных перегрузок в типичных социальных ситуациях. Стереотипы как обычное поведение и мышление предназначены для поддержания социальной и психологической стабильности как отдельной личности или  группы, так и общества в целом. Социокультурные стереотипы часто сложны, эмоциональны и непосредственно произрастают из системы ценностей общества, культуры. При этом часто круг "своих" людей

в обществе определяется именно по стереотипам восприятия и отношения, фиксируя то, что "понимают и чувствуют все".

Пространство привычного (нормального, своего) социальнокультурного взаимодействия определено многими обстоятельствами, но первым из них считается единство языка общения, в котором закреплены все актуальные значения, задающие определенное единство интерпретации (толкования) социальных ситуаций и событий в нормативно-ценностных иерархиях. Социокультурное взаимодействие фиксируется как деятельностное проявление и конкретные продукты деятельности повседневной реальности каждого человека, которая существует и воссоздается как целостный жизненный мир личности, со своей субъективной значимостью в определенных пространственных и временных границах.

Пространственно-временные рамки и модели восприятия (что дальше, что ближе; что уже прошло, а что еще может быть и т.п.) считаются базовыми параметрами психического. Как свойства высокоорганизованной материи они принадлежат и определяются  биологическими глубинами организма человека, одновременно они формируют основание жизненного опыта в образах памяти, где совокупность восприятий, переживаний, умственных актов переформируются в образы мира, в человеческие побуждения, цели и намерения. Существование сложного строения памяти у человека создает возможность его надситуативной активности и социальной практики, сообразно существующей у него модели действительности.

Социокультурное бытийное пространство человека не статично. В результате взаимодействия между людьми и группами в нем могут происходить как незначительные (в рамках традиции), так и существенные (инновационные) изменения. На эти изменения конкретные люди реагируют по-разному: иногда сразу принимают изменения, иногда принимают их в процессе социально-психологической адаптации. Ценностный мир отдельной личности всегда эмоционально переживается как особенность приоритетов мышления, поведения, отношения к собственному жизненному опыту (традиционному или инновационному).

Так кратко можно представить сложный предмет социальной психологии, который отражает взаимообусловленность индивидуального бытия людей и над-индивидуальных структур социальной статики и динамики. Социально-психологическое знание включает в себя познание социального (общественных структур и закономерностей различной степени общности) и социально-гуманитарного (конкретных феноменов социальной жизни, переживаемых непосредственно) в их психологической, личностно ориентированной специфике. В целом оно направлено на научное осознание влияния на психику человека внешней среды; среды, центрированной на репертуарах "стягивающего" взаимодействия людей (ориентация на социоцентризм) или среды, центрированной на репертуарах "разъединяющего" взаимодействия людей (ориентация на эгоцентризм).

Далее в общих чертах представим социальную психологию.

Предметность социальной психологии формируется из социально-психологических характеристик общества с акцентом на отношениях общества и личности; из социально-психологических закономерностей познания людьми друг друга как членов конкретного общества, группы; из факторов человеческих непосредственных и опосредованных контактов, процессов осознания межгрупповых  и внутригрупповых отношений.

Проблематика социальной психологии представлена необходимостью разрешения социально-психологических задач, поставленных обществом конкретного типа.

Функции социальной психологии предопределены необходимостью разработки и внедрения в практику системы специфических средств и форм социально-психологического регулирования (контроля, воздействия) общественных процессов и явлений.

Круг теоретических и прикладных проблем социальной психологиитрадиционно очерчен сферами управления и организации промышленного производства, науки, армии, образования и здравоохранения, спецификой функционирования в обществе институтов семьи, брака, материнства и детства. Также традиционно рассматривается вопрос создания всеобъемлющих социально-психологических служб в сложноорганизованных социальных комплексах, где на первое место ставились бы вопросы помощи в социализации и социальной адаптации отдельным группам населения.

Тенденции развития социальной психологии

связаны с разработками интегративных теоретических социально-психологи-ческих моделей и со все большим расширением сферы прикладных исследований в давно существующие и новые социальные сферы.

   

Литература к разделу

 

· Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001. - Введение. Гл. 1., гл.19, 20.

· Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М., 2003. - Гл. 1.

· Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. - М., 1995.