Тренинг по улучшению запоминания текстовой информации

Предлагаемый ниже материал знакомит с приемами, помогающими сформировать устойчивые мнемосхемы того или иного текста. Дополнительно к этому дается комплекс упражнений, развивающих "фоновые" навыки мнемонической деятельности: внимание, наблюдательность, рациональное повторение.

Внимание.

Эффективное запоминание связано с умением человека концентрировать свое внимание на материале, устойчивостью к внешним помехам. Объем внимания, его распределение и переключение – важные характеристики, от которых зависят и процессы заучивания. Выработке этих навыков могут помочь следующие упражнения.

Упражнение "Лицо"

Представьте себе человека, которого вы видите часто. Постарайтесь перечислить как можно больше его особенностей (прическа, цвет глаз, форма бровей и т. п.).

Упражнение "Шиворот-навыворот"

Кто-либо читает вам слова с конца, а вы их переводите (транспонируете) [9, с. 29, 36].

Упражнение "Слушание шумов"

Послушайте шумы в аудитории, где идут занятия в течение тридцати секунд, после чего перечислите услышанное в имевшей место очередности. Далее: вслушайтесь в шумы во всем здании, кроме той аудитории, в которой находитесь вы. Затем – послушайте шумы улицы. Наконец, послушайте в комбинациях аудитория – улица, аудитория – здание, аудитория – здание – улица.

Упражнение "Газета"

Два (а в последующем – три и более) участника тренинга одновременно читают разные газетные статьи. Остальные слушают и в дальнейшем пытаются точно пересказать содержание статей.

Упражнение "Глаголы"

Глаголы четырех-пяти лексико-семантических групп читаются вперемежку с большой скоростью, а затем слушающий должен поочередно перечислить наибольшее количество глаголов каждой группы.

Наблюдательность.

Умение наблюдать, т. е. сознательно обращать внимание на детали, может служить дополнительным стимулом для лучшего запоминания текста. С формированием наблюдательности связано следующее упражнение.

Упражнение "Произведение искусства"

Для того чтобы надолго сохранить в памяти какое-либо произведение искусства, следует использовать следующую технику.

1. Начните с описания общих форм. Какие геометрические формы преобладают: прямоугольные, круглые и т. п.; каковы их пропорции, размеры?

2. Подробно рассмотрите детали: углы, колонны, двери, окна, статуи, украшения, композицию, фигуры и т. п.

3. Рассмотрите цветовую гамму, соотношение цветов.

4. Сравните данный памятник с виденными когда-то. Чем они схожи,  чем от­личаются? Постройте ассоциации.

5. Выразите свое отношение к данному объекту (нравится или нет и чем). Хотели бы вы здесь жить (если это здание) или иметь у себя дома (если это картина, статуя и т. п.). Что бы вы изменили? [9, с. 38 – 39].

Повторение.

Повторение может быть хорошей помощью при запоминании, если научиться это делать рационально, без механического заучивания (зубрежки). Критерии осмысленного повторения: 1) возможность пересказать материал своими словами; 2) умение воспроизводить его с любого места, а не только с начала. Существуют эксперименты, которые показывают, что, если перечитывать текст несколько раз подряд, он запомнится гораздо меньше, чем если его прочитать меньшее количество раз и с некоторыми интервалами. Промежуток должен быть не менее десяти минут и не более шестнадцати часов в зависимости от того, что конкретно надо запомнить.

Так как наибольшее количество информации теряется сразу после ее запоминания (этот закон распределения забывания установил еще Эббингауз), то необходимо заняться повторением сразу после восприятия (прочтения, прослушивания, просмотра и т. п.), в первые 20–30 с. Таким образом, мы создадим условия для перевода сообщения из кратковременной в долговременную память. Количество же повторений зависит индивидуально от каждого человека, однако их можно уменьшить, если отдать должное мнемотехникам. Не следует забывать и еще об одном немаловажном обстоятельстве: повторение должно проходить в контексте той или иной мнемотехники.

Мнемотехники.

Существует множество приемов запоминания дат, телефонов, номеров машин, лиц, карт и т. д. Но, учитывая специфику риторики (ее направленность на удержание в памяти речевого материала), мы остановимся на мнемотехниках, способствующих запоминанию текста.