Аналитические задания

1.   Прочитайте текст инаугурационной речи президента Россий-ской Федерации В.В. Путина. Проанализируйте средства выразительности, которые использует оратор. Определите функциональную роль тропов и фигур в данном речевом произведении.
Уважаемые граждане России!

Дорогие друзья!
Только что в соответствии с Конституцией мною были произнесены слова президентской присяги. Сейчас я еще раз хочу вернуться к глав-ному ее смыслу и сказать: обязанности Президента хранить государство и верно служить народу и впредь будут для меня святы, и впредь будут для меня превыше всего.
Как и раньше, буду исходить из того, что помощь и поддержка граж-дан Российской Федерации являются самой главной и самой надежной опорой в деятельности ее Президента.
И сегодня хотел бы поблагодарить всех, кто оказал мне высокое до-верие и честь, избрав на пост главы государства российского. Всех, кто в течение прошедших четырех лет вносил свою долю труда в общие ре-зультаты нашей страны.
Как и в предыдущие годы, буду работать активно, открыто и честно, сделаю все, что смогу, все, что в моих силах, чтобы оправдать надежды миллионов людей.
Прошедшие годы были для нас всех нелегкими. Прямо скажу: они были временем серьезных испытаний. Тогда, в 2000 году, очень многие проблемы казались просто неразрешимыми.
Но в критических ситуациях народ России проявил свои самые луч-шие патриотические, гражданские качества. И когда боролся за террито-риальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала России.
Вместе мы сумели очень многое. И достигли всего этого только сами.
Это мы сами добились высоких темпов развития нашей экономики. Преодолели непростое идеологическое противостояние и сейчас стано-вимся, постепенно становимся, единой нацией.
Это мы сами остановили агрессию международного терроризма. Из-бавили страну от реальной угрозы распада.
Это мы вместе сделали нашу Родину открытой страной. Страной, го-товой к широкому, равноправному сотрудничеству с другими государст-вами. Страной, укрепляющей свои позиции на международной арене и умеющей мирными средствами отстаивать свои законные интересы в быстро меняющемся мире.
Теперь главная цель ближайшего четырехлетия - превратить уже на-копленный нами потенциал в новую энергию развития. Достичь за счет этого принципиально лучшего качества жизни наших людей. Добиться реального, ощутимого роста их благосостояния.
Мы часто повторяем: в России глава государства отвечал и будет от-вечать за все. Это по-прежнему так. Но сегодня, глубоко понимая меру собственной, личной ответственности, хочу подчеркнуть: успех и про-цветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразо-вания в стране.
Убежден: лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество.
Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности.
И мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант и свои способности. Чтобы в стране развивалась реальная много-партийность, укреплялись личные свободы граждан. Чтобы люди в Рос-сии могли получать хорошее образование, достойную социальную и ме-дицинскую помощь. Чтобы они жили в достатке и могли завещать детям результаты своего собственного труда.
И, конечно, могли гордиться авторитетом сильной, но миролюбивой страны.

Дорогие друзья!
Нам еще многое, очень многое предстоит сделать - и для страны, и для себя, и для наших детей. Сейчас для достижения поставленных целей у нас есть все возможности. Есть ресурсы, свой собственный опыт, полное понимание приоритетов развития, основанное на позитивном прошлом ближайших прошедших четырех лет. И есть огромный потен-циал, огромная энергия, интеллектуальный потенциал нашего народа.
Мы с вами - наследники тысячелетней России. Родины выдающихся сынов и дочерей: тружеников, воинов, творцов. Они оставили нам с вами в наследство огромную, великую державу.

Наше прошлое, безусловно, придает нам силы. Но даже самая слав-ная история сама по себе не обеспечит нам лучшей жизни. Это величие должно быть подкреплено. Подкреплено новыми делами сегодняшних поколений граждан нашей страны.
И только тогда наши потомки будут гордиться теми страницами, ко-торые мы с вами впишем в биографию великой России.
Спасибо вам за внимание (В. Путин).

2.   Выпишите из художественных произведений примеры использования тропов. Какие из выявленных средств выразительности уместно было бы употребить, с вашей точки зрения, в устной публичной речи, а какие - нет? Ответ обоснуйте.

3.   В речи персонажей художественных текстов найдите фигуры и классифицируйте их. Как вы считаете, какую роль в процессе создания речевого портрета того или иного литературного героя играют фигуры?

4.   Из текстов публичных выступлений выпишите примеры таких разновидностей амплификации, как плеоназм, антитеза, коррекция, градация. Определите их текстовые функции.

5.   Прочитайте текст. Какие языковые средства способствуют передаче фактуальной информации, а какие - формируют образные представления о стране? Вызвал ли у вас этот текст желание побывать в Греции? Можно ли говорить об убеждающем эффекте средств выразительности?