Практикум

Вопросы и рефлексивные задания

1. Какое коммуникативное качество речи обусловливают тропы и фигуры?
2. Что такое тропы? Какими общими характеристиками обладают эти средства выразительности?
3. Что такое фигуры речи? На какие типологические группы они делятся?
4. Чем характеризуются явления амплификации?
5. Как решалась проблема классификации средств вырази-тельности в истории риторики? Как современная риторика решает данную проблему? Для более полного ответа на вопрос пользуйтесь материалами хрестоматии «Риторика» (Ю.М. Лотман «Риторика»).
6. Жан-Жак Руссо считал, что «самые убедительные речи именно те, где заключено более всего образов». Как вы полагаете, могут ли образы использоваться как средство убеждения? Если вы согласны с мнением французского мыслителя, то приведите соответствующие примеры. Если не согласны, обоснуйте свою позицию.
7. Прочитайте в хрестоматии «Риторика» фрагмент статьи Ю.М. Лотмана «Риторика», посвященный типологической и функциональной природе фигур. Как объясняет ученый механизмы функционирования тропов и фигур в тексте? Какими примерами исследователь подтверждает культурно-семиотическую значимость тропов и фигур? Напишите индикативный реферат (реферат-резюме) , отражающий положения концепции Ю.М. Лотмана.
8. Если вы хотите расширить свои знания тропов и фигур, а также принципов их классификации, то советуем обратиться к «Словарю
риторических приемов» Т.Г. Хазагерова и Л.С. Шириной, являюще-муся составной частью учебника данных авторов «Общая риторика: курс лекций», а также к терминологическому словарю-справочнику В.П. Москвина «Выразительные средства современной русской речи» .
Рекомендуем вам составить собственный риторический словарик, в который войдут как уже известные вам тропы и фигуры, так и те средства выразительности, о которых вы узнаете из предложенных словарей. При этом структура вашего мини-словаря может иметь форму таблицы, в которой одна колонка будет содержать наименование тропа или фигуры, другая - его (ее) определение, а третья - пример.
Что касается фигур речи, то советуем систематизировать их в рамках предложенной классификации: фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки, фонетические и графические фигуры.