Аналитические задания

1.   Дайте оценку коммуникативным качествам презентационной
речи.
Уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья!
Британский философ Фрэнсис Бэкон говорил о книгах: «Платон ни-когда не хмурится. Сервантес никогда не нахален. Демосфен никогда не приходит невпопад. Данте никогда не задерживается слишком долго». Творения великих мыслителей, писателей и поэтов и в самом деле нико-гда не могут нам наскучить, они всегда своевременны и желанны. Ши-рокая востребованность классики не нуждается в комментариях.
Однако интерес к вечным ценностям не превращает человека в дог-матика. Мы живо интересуемся современностью, открываем для себя новые любимые имена, спорим о творческих удачах и неудачах попу-лярных современных авторов и, разумеется, с нетерпением ждем нови-нок.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию любопытную книгу Владимира Назарова «Непройденный путь».
Разрешите мне начать с истории, с того, как эта книга дошла наконец до читателя. История эта долгая и полная драматизма. Начиналось все в 80-е годы, на заре гласности, когда мы получили возможность говорить и писать, а также печатать то, что мы хотим. Как раз в это время и поя-вился наш альманах «Альтаир», сразу же ставший весьма популярным. Затем, как и у многих других, у нас появились проблемы с финансирова-нием, пришлось экономить. Теперь, к счастью, нам удалось возобновить регулярный выпуск альманаха, и мы начинаем публиковать в нем с про-должениями книгу Владимира Назарова, которую нам не удалось напе-чатать в середине 80-х годов.
Почему двадцать с лишним лет назад мы выбрали именно эту книгу для публикации? Ее автор - ученый, и, как это бывает нередко с боль-шими учеными, наступил момент, когда ему захотелось обобщить нако-пленные знания и опыт. При этом стали неизбежными и суждения о дру-гих ученых, много сделавших для науки. Книга получилась полемиче-ской. Всегда интересно услышать, что скажет один авторитетный человек о других. К примеру, Лев Толстой считал, что чеховские пьесы хуже шекспировских. Это, скорее, характеризует Толстого, но не Чехова и не Шекспира. Что сказал о своих коллегах Владимир Назаров, узнают те, кто приобретет наш альманах.
Заканчивая презентацию, добавлю, что выход книги «Непройденный путь» открывает новую эпоху в развития такой области знания, как эт-нология. Передаю инициативу в ваши руки! (Презентационная речь).

2.   Прочитайте фрагмент Нобелевской лекции И. Бродского и фрагмент Нобелевской лекции А. Сахарова «Мир. Прогресс. Права человека». Какие проблемы поднимают нобелевские лауреаты в своих речах? Оцените данные речевые произведения, относящиеся к одному риторическому жанру, с позиции учения о коммуникативных качествах речи. Сравните коммуникативные параметры публичных речей разных авторов. Как вы считаете, влияет ли на коммуникативные качества речи тот факт, что один из авторов «лирик», а другой - физик?
а) Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо об-щественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпоч-тении этом довольно далеко - и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, - оказаться внезапно на этой трибуне - большая нелов-кость и испытание.
Ощущение это усугубляется не столько мыслью о тех, кто стоял здесь до меня, сколько памятью о тех, кого эта честь миновала, кто не смог обратиться, что называется, «урби эт орби» с этой трибуны и чье общее молчание как бы ищет и не находит себе в вас выхода.
Единственное, что может примирить вас с подобным положением, это то простое соображение, что - по причинам прежде всего стилисти-ческим - писатель не может говорить за писателя, особенно - поэт за поэта; что, окажись на этой трибуне Осип Мандельштам, Марина Цве-таева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уинстон Оден, они невольно бы говорили за самих себя, и, возможно, тоже испытывали бы некоторую неловкость.
Эти тени смущают меня постоянно, смущают они меня и сегодня. Во всяком случае они не поощряют меня к красноречию. В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой - но всегда меньшей, чем любая из них, в отдельности. Ибо быть лучше их на бумаге невозможно; невоз-можно быть лучше их и в жизни, и это именно их жизни, сколь бы тра-гичны и горьки они не были, заставляют меня часто - видимо, чаще, чем следовало бы - сожалеть о движении времени. <…>
Я назвал лишь пятерых - тех, чье творчество и чьи судьбы мне доро-ги, хотя бы потому, что, не будь их, я бы как человек и как писатель сто-ил бы немногого: во всяком случае я не стоял бы сегодня здесь (И. Бродский).

б) Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.
Создано ракетно-термоядерное оружие, способное в принципе унич-тожить все человечество, - это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям не-сравненно более опасными стали также так называемые «обычные» виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии.
Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.
Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправ-ляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающих-ся странах «третьего мира». Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьезными опасностями в буду-щем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором жизни сотен миллионов людей, обреченных с момента рождения на нищенское полуголодное существование. <…>
Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них - тяжелые последствия неумеренной урбаниза-ции, потеря социальной и психологической устойчивости общества, не-прерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, бе-зумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормаль-ной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возни-кают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкого-лизма, наркомании, терроризма и т. п. Надвигающееся истощение ресур-сов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные междуна-родными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угро-жая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобст-ва и комфорта (А. Сахаров).

3.   Прочитайте текст. Как вы считаете, какой аудитории он адресо-ван? Какие коммуникативные качества данного речевого произведения позволяют донести поднимаемую в нем философскую проблему до адресата? Свой ответ аргументируйте