Практикум

Вопросы и рефлексивные задания

1. В чем заключается деятельность ритора на этапе элокуции?
2. Какие коммуникативные качества речи культивировала классическая риторика?
3. Какие требования предъявляли к речи русские теоретики риторики XIX века? Отличаются ли эти требования от тех, которые существовали в античности?
4. Какие коммуникативные качества речи значимы для риторики ХХ века? Как неориторический подход к определению параметров речи коррелирует с античным учением, а также с позициями русских теоретиков риторики XIX века? 
5. Прочитайте в хрестоматии «Риторика» статью Л.Е. Туминой «Качества речи (коммуникативные качества речи)». Какие коммуникативные качества рассматривает автор? Какие основания лежат в основе выделения того или иного качества? На основе данной статьи составьте кластер. Обсудите созданные кластеры в парах: сравните их и выявите различия в представлении информации по данной теме.
6. Проанализируйте данные афоризмы и изречения с позиции своих знаний об элокутивном этапе создания речи. Согласны ли вы с мнениями авторов? Свои размышления  представьте в форме письменной рефлексии.
• Первое, что делает речь изящной, - это краткость (Демет-рий).
• Краткость - лучшая рекомендация для речи как сенатора, так и оратора (Цицерон).
• Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы вы-ражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренно-стью (Цицерон).
• Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).
• Любой человек может сказать нечто, соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие (М. Монтень).
• И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть (Б. Паскаль).
• Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают (Б. Паскаль).
• Видите, сколько слов, сколько выражений для одного предложения. Где ж остановиться? Какие из них выбрать?.. Выбрать те, какие вам больше нравятся. Остановиться там, где кончится мысль предложения удовлетворительным образом, сохранив ясность, приличие, соразмерность (Н.Ф. Кошанский).
7. Внимательно прочитайте пословицы, взятые из сборника В.И. Даля «Пословицы русского народа» . Какие требования к речи (коммуникативные качества) отражены в пословицах? Ответ оформите в следующей таблице.

Пословица

Требования к речи
(коммуникативные качества)

Комментарии

1raz9elite2

1) Во многословии не без пустословия. 2) Короткую речь слу-шать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 3) Не все годится, что говорится. 4) Чиста, личиста, да и говорить речиста. 5) За твоим языком не поспеешь босиком. 6) В добрый час молвить, в худой промолчать. 7) За кукушку (т. е. пустословие) бьют в макушку. 8) Чья бы ни рычала, да твоя-то бы молчала. 9) Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. 10) От одного слова - да на век ссора. 11) Худое слово доведет до дела. За худые слова слетит и голова. 12) Коротко да ясно. Отзвонил да - и с колокольни. 13) Во хмелю что хошь намелю, а проснусь - отопрусь. 14) Умей сказать, умей и смолчать! Не все вслух да в голос. 15) Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет. 16) Бойся вышнего, не говори лишнего! 17) Он на мах (на ветер, на вей-ветер) слова не молвит. 18) Кланяться горазд, а говорить не умеет. 19) У него слово слову костыль подает. 20) Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. 21) Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать. 22) И невелика беседа, да честна. 23) Красно поле пшеном, а беседа умом. 24) С тобой разговориться, что меду напиться. 25) Что слово молвит, то рублем подарит. 26) Лучше ногой запнуться, нежели языком. 28) Слово слово родит, третье само бежит.
Как вы считаете, соотносятся ли сделанные вами наблюдения с традиционными представлениями о национальной (русской) картине мира? Ответ на этот вопрос можно поместить в колонку таблицы «Комментарии».
8. В русских пословицах отражаются не только представления народа о том, какой должна быть речь, но и принципы эффективной коммуникации, которые являются следствием соблюдения риторических требований к речи.
Прочитайте приведенные пословицы и поговорки и попытайтесь сформулировать принципы общения, которые в них тем или иным образом отражены.
1) Красно поле пшеном, а речь - слушаньем. 2) На спрос - от-вет. 3) Блюди хлеб на обед, а слово - на ответ. 4) Доброе молча-ние - чем не ответ? 5) Красно поле пшеном, а беседа - умом. 6) По делу и совет держат. Не о том речь, что виноватого сечь, а о том, где он. 7) В огороде бузина, а в Киеве дядька. 8) Слово не стрела, а в сердце язвит. 9) Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 10) В чем проврался, тем и поплатился. 11) Назвался груздём - полезай в кузов. 12) Ртом болезнь входит, а беда выходит. 13) В добрый час - молвить, в дурной - промолчать. 14) Недолгая речь хорошо, а долгая - поволока. 15) Красную речь - красно и слушать. 16) Ласковое слово и кость ломит.
Соотнесите представленные ниже принципы эффективного общения [Спичрайтер, 2007] с соответствующими пословицами или поговорками.
• Внимательно слушайте обращенную к вам речь.
• Оратор отвечает за содержание речи. Взвешивайте слова и не говорите лишнего.
• Оценивая речь собеседника, ищите в первую очередь положи-тельное содержание.
• При оценке содержания речи важно соответствие ее предмету.
• Необходимо помнить о связности и последовательности речи.
• Если нечего ответить, то лучше промолчите, показав доброжелательное отношение к собеседнику.
• Говорящий полностью отвечает за свою речь, которая является поступком.
• Речь должна быть уместной.
• Будьте внимательны и осторожны.
• Сказанное нельзя переделать.
• Речевой поступок предполагает соответствующее поведение выступающего.
• Неосторожное или непродуманное слово может натворить бед.
• Сдерживайте свои эмоции, будьте доброжелательными.
• Старайтесь ответить на обращенную к вам речь.
• Будьте немногословными.
• Речь должна быть внятной, отчетливой, красивой.
Результаты ваших размышлений представьте в таблице, состоящей из двух колонок: «Пословица или поговорка» и, соответственно, «Коммуникативный принцип».
9. А. Шопенгауэр считал, что «кто ясно мыслит, тот ясно и излагает…». О взаимосвязи каких этапов риторического канона идет речь?