Задания на продуцирование речи

1. Подберите аргументы к следующим тезисам. Используйте при этом разные виды аргументов.
• Хорошее образование - залог успешного будущего.
• Сегодня необходимо уметь водить машину.
• Для своего интеллектуального и духовного развития человек должен путешествовать.
• Здоровый образ жизни - важнейшая составляющая имиджа современного человека.
• Одна из первостепенных задач школы и вуза - формирование коммуникативных навыков.
• Художественная литература влияет на наши представления о действительности.
• Научно-технические достижения способствуют повышению уровня жизни.
• Каждый должен знать свою родословную.
2. Сформулируйте к нижеприведенным темам выступлений соответствующий тезис. Подберите к тезису 3 - 4 аргумента.
• Что такое профессионализм?
• Может ли человек быть свободным?
• Надо ли запрещать курение в общественных местах?
• Нужна ли нам цензура?
• Надо ли отмечать советские праздники?
• Как повысить культуру общения в общественном транспорте?
• Надо ли вводить штрафы за нарушение чистоты и порядка в городах и селах?
• Как бороться с последствиями «дикого» туризма?
• Хорошо ли, когда благотворительность имеет имиджевый ха-рактер?
• Нужен ли студенту автомобиль?
3. Докажите следующие тезисы, используя различные способы аргументации (виды демонстрации).
• Изучение опыта прошлого - способ успешного моделирования будущего.
• Знание законов и принципов риторики - залог успешной ка-рьеры.
• Жизненный опыт не всегда зависит от возраста.
• Дети должны использовать опыт и знания родителей.
4. а) Подготовьте выступление на тему «За что я люблю телевидение». Прочитайте список аргументов, уберите ненужные, дублирующие друг друга, добавьте свои, потом составьте план речи и выступите с ней .
1. Телевизор смотреть интересно. 2. Телевизор позволяет за-быть о неприятном. 3. Телевидение экономит деньги. 4. Без телевидения теперь нашу жизнь представить нельзя. 5. Телевидение учит зарабатывать деньги. 6. Реклама на телевидении - источник информации. 7. Когда я сморю телевизор, я отдыхаю. 8. Телевидение учит пользоваться косметикой и накладывать макияж. 9. Телевидение дает информацию по кулинарии. 10. Когда я смотрю телевизор, меня не трогают родители. 11. Телевизор украшает комнату. 12. Телевизор можно смотреть ночью и рано утром. 13. Религиозные программы формируют нравственность и культуру.
14. Телевидение дает основы эстетических знаний. 15. К телевизо-ру можно подключить видеомагнитофон. 16. Телевидение дает возможность семье собираться вместе. 17. Музыкальные программы позволяют быть в курсе современной музыки. 18. Телевидение помогает снимать стресс. 19. Телевидение - доступный и бесплатный вид отдыха. 20. Телевизоры сейчас очень хорошие, особенно импортные. 21. У меня на телевизоре стоит красивая вазочка.
22. Телевидение дает информацию о мире. 23. Телевидение дает информацию о том, чего мы сами никогда не увидим. 24. Телеви-дение помогает формировать вкус. 25. Все сегодня любят телеви-дение. 26. Телевидение создает иллюзию общения. 27. Телевидение пополняет знания в области медицины, права, литературы.
28. Оно скрашивает рутинную работу. 29. Телевидение - средство от одиночества. 30. Телевизионные боевики воспитывают желание победить. 31. Телевизор можно просто слушать и не смотреть.

32. Телевидение отвлекает от забот.
б) Составьте по аналогичному образцу текст выступления «За что я не люблю телевидение».
5. Составьте небольшую публичную речь, тезисом которой будет одно из приведенных изречений. При этом учитывайте все этапы процесса аргументации, а также тип аудитории, которой ваша речь будет адресована. Текст запишите. Выступите с речью перед коллегами, которые должны оценить, насколько вы были убедительны, и определить, на какой тип аудитории вы ориентировались.  
• Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, - сделано понапрасну (Ф. Бэкон).
• Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других (М. Монтень).
• Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ф. Ларошфуко).
• От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения (М. Монтень).
• Почти во всех делах самое трудное - начало (Ж.-Ж. Руссо).
• Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон Бонапарт).
• Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем (М. М. Пришвин).
• Общаясь, люди создают друг друга (Д.С. Лихачев).

6. Сформулируйте тезис речи, тема которой «Необходимо ли студенту совмещать учебу с работой?». Разработайте к нему систему аргументов. Задание выполняется в парах: один приводит тезис и доказывает его, другой его опровергает и приводит свои контраргументы.
7. Представьте, что вы участвуете в телевизионной дискуссии на тему «Стоит ли сохранять традиции и отмечать советские праздники?» Предварительно советуем посмотреть телевизионную программу «Культурная революция» (канал «Культура», ведущий - Михаил Швыдкой), поскольку предлагаемая ролевая игра опирается на сценарий этой передачи.
I этап. Назначьте ведущего теледискуссии, который будет регулировать проведение спора. Затем разбейтесь на три микрогруппы. Одна выражает точку зрения «за», другая - «против». Подготовьте убеждающую речь: а) обсудите в группе и сформулируйте тезис, отражающий соответствующую точку зрения на данную проблему; б) разработайте к нему систему аргументов, опираясь на приведенный ниже текст, содержащий фактуально-историческую информацию; в) подумайте, каким образом будет осуществляться связь между аргументами в структуре вашего доказательства.
Третья группа представляет «зрителей». При этом каждый из «зрителей» должен сформулировать свою точку зрения на проблему, опираясь также на определенную систему аргументов.
II этап. От каждой микрогруппы выдвигается лидер, который представляет аргументированную позицию группы. Регламент выступления 2 - 3 мин.
III этап. Ведущий просит высказаться «зрителей». Публика выражает свои взгляды на проблему, соглашаясь или не соглашаясь с позициями и аргументами главных участников дискуссии.
IV этап. Ведущий спрашивает у лидеров, а также у всех членов первой и второй микрогрупп, не изменили ли они свое мнение в ходе обсуждения. Если в процессе дискуссии вы склонились к противоположной точке зрения либо у вас сложилось совсем иное, отличное от всех остальных, понимание проблемы, то необходимо объяснить причины этого.
V этап. Ведущий подводит итоги, выявляет точки соприкосновения оппонентов, пытается обозначить пути решения проблемы.