Речь а. А. Ширвиндта на юбилее 3. Е. Гердта

Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни — за Зиновия Гердта.

В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт — воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом?

Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные мужские — археологическая редкость в наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки — руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар (когда присутствуешь на импровизированном домашнем поэтическом вечере — Александр Володин, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Зиновий Гердт — синеешь от белой зависти).

Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным. Недаром из миллиона "своих" двойников Л.О. Утесов обожал Гердта.

Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос.

Не будь он музыкантом, он был бы писателем или журналистом. Что бы ни писал Гердт, будь то эстрадный монолог, которыми он грешил в молодости, или журнальная статья, — это всегда индивидуально, смело по жанровой стилистике.

Не будь он писателем, он мог бы стать великолепным телевизионным шоуменом — но, увы, уровень наших телешоу не позволяет пока привлекать Гердта в этом качестве на телеэкраны.

Не будь он шоуменом, он мог бы стать уникальным диктором-ведущим. Гердтовский закадровый голос — эталон этого еще мало изученного, но, несомненно, труднейшего вида искусства. Его голос не спутаешь с другим по тембру, по интонации, по одному ему свойственной иронии, будь то наивный мультик, "Двенадцать стульев" или рассказ о жизни и бедах североморских котиков.

Не будь он артистом… Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава Богу, что при всех профессиональных "совмещениях" этой бурной натуры ему (Богу) было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам.

Диапазон Гердта-киноактера велик. Поднимаясь до чаплиновских высот в володинском "Фокуснике" или достигая мощнейшего обобщения в ильфовском Паниковском, Гердт всегда грустен, грустен — и все тут, как бы ни было смешно то, что он делает. Тонкий вкус и высокая интеллигентность, конечно, мешают его кинокарьере в нашем попмире, но поступиться этим он не может. "Живой" театр поглотил Гердта сравнительно недавно, но поглотил до конца. Его Костюмер в одноименном спектакле — это чудеса филигранной актерской техники, бешеного ритма и такой речевой скорости, что думалось: вот-вот устанет и придумает краску-паузу, чтобы взять дыхание, — не брал, несся дальше, не пропуская при этом ни одного душевного пово-рота.

Наивно желать Гердту творческих успехов — он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость — он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай Бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради которых он живет и творит (А. Ширвиндт). 

14.Выделите основные композиционные части в тексте выступления В.В. Путина на торжественном приеме в Кремле по случаю восстановления единства Русской православной церкви 19 мая 2007 года. Свой ответ обоснуйте, опираясь на положения теории аргументации.

Ваше святейшество! Ваше высокопреосвященство! Дорогие гости!

Искренне рад приветствовать вас в древних стенах Грановитой палаты Московского Кремля. И от всей души поздравляю с поистине уникальным событием — подписанием Акта о каноническом общении, знаменующем восстановление единства Русской православной церкви.

Именно это единство во все времена позволяло церкви принимать самое деятельное участие в строительстве и укреплении тысячелетней российской государственности. Служило опорой и истоком ее нравственных устоев и духовных традиций.

И потому восстановление церковной целостности, которое сегодня происходит на наших глазах, имеет не только внутрицерковное значение. Оно является важным духовным стимулом к консолидации всего православного, всего "русского мира". Мира, который был трагически расколот в результате революционных событий и гражданской войны.

Миллионы наших соотечественников, не по своей воле покинувших Родину, были разбросаны по всему свету. И надо понимать, сколь тяжкие испытания им довелось пройти в эмиграции, чтобы по достоинству оценить миссию Русской православной церкви за границей.

Она не просто берегла, как говорят, чистоту риз, но и в полной мере исполняла свой долг перед Богом и русским народом. В течение десятилетий делила со многими гражданами России, а фактически со всеми православными людьми, все тяготы жизни на чужбине, поддерживала миллионы людей. Помогала сохранять не только веру, но и свое национальное лицо — родную культуру, язык, помогала сберечь сам дух России.

Многие участники сегодняшней встречи прошли через противоборство и недоверие между церквами. Прошли они и через запреты и гонения за веру у себя на Родине. Но мы хорошо знаем, что все эти долгие десятилетия раскола  духовенство обеих разобщенных частей Русской православной церкви глубоко волновала судьба нашего Отечества, судьба Родины, за которую горячо молились и те, и другие.

Сегодняшнее торжество стало возможным благодаря их доброй воле и искреннему желанию воссоединить православную церковь. И тем самым возродить ее  во всей достойной ее роли, полноте и величии.

Это возрождение произошло и во многом благодаря непрестанным трудам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Еще 17 лет назад, сразу после своего избрания на патриарший престол, он стал инициатором преодоления раскола и начала диалога с Русской православной церковью за границей. Мы воздаем должное и митрополиту Лавру за его неустанные заботы по этому направлению.

Закономерно, что этот диалог проходил при полной поддержке государственной власти Российской Федерации. А по большому счету стал результатом утверждения в нашем обществе конституционных принципов действительно свободного вероисповедания. Результатом возрождения и обновления в России церковной жизни.

За прошедшие годы у нас с Русской православной церковью сложились беспрецедентные отношения в решении ключевых общенациональных задач — социальных и просветительских. Неоценим вклад духовенства в поддержание межконфессионального и межнационального диалога и мира в России.

Свой опыт подобной работы есть и у зарубежной церкви. Для нас он крайне важен. И я уверен, что единство церкви придаст ей силы, удвоит ее старания и заботы о нашем Отечестве.

Уважаемые друзья!

Конечно, восстановление канонического общения — это только первый шаг к взаимному сближению. Еще предстоит преодолеть немало последствий раскола, восстановить утраченные связи наших соотечественников с Родиной. И в целом предстоит укреплять единство народа и в России, и за ее пределами.

Однако главное — у нас есть общее и искреннее стремление к достижению благополучия нашего Отечества.

Уверен, что важнейшая работа по объединению "русского мира" будет активно продолжена, в том числе с участием воссоединенной теперь Русской православной церкви.

Позвольте поблагодарить всех, кто приближал сегодняшнее событие. И пожелать вам  многих лет активного служения людям, Церкви, Родине и Богу. Те, кто поставил свои подписи под этим историческим документом, безусловно, вписали свои имена не только в историю православной церкви, но и в историю России.

Спасибо (В. Путин).

Å 15. Известно, что мастерство аргументации наиболее полно и ярко проявляется в споре. Прочитайте в хрестоматии "Риторика" фрагмент работы Ю.В. Рождественского "Принципы современной риторики" "Законы диалога". Опираясь на изученный теоретический материал, проанализируйте одну (любую) из известных телепередач, которые проводятся в формате спора (дискуссии, полемики и т. п.). Напишите эссе "О специфике телевизионного спора", используя при этом знания об общих законах диалогического взаимодействия, правилах дебатирования, разновидностях диалога в свете категорий этоса, пафоса и логоса.

Добавить комментарий