Аналитические задания

1.   Определите тему и тезис речи Митрополита Смоленского и Кали-нинградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на X Всемирном Русском Народном Соборе «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке».
Какие аргументы использует он для доказательства выдвинутого тезиса? Охарактеризуйте виды демонстрации в приведенном речевом произведении.
Центральным понятием современной концепции прав человека явля-ется понятие «человеческое достоинство». Достоинство человека - это главный мотив и оправдание существования прав и свобод. Именно для защиты человеческого достоинства формулируются те или иные права и свободы. В историческом развитии западных стран перечень прав и сво-бод расширялся, охватывая все новые и новые сферы общественной жизни. Так появились политические, экономические, культурные и со-циальные права. Этот процесс показывает, что в истории происходит постепенное выявление новых граней достоинства человека. В последние же годы особенно обострились вопросы взаимоотношений между полами, статуса человеческой жизни, биоэтики. Другими словами, наро-ждается новое поколение прав человека - права, связанные с определе-нием того, что есть человек на уровне его природы. Поэтому сегодня как никогда важно попытаться прояснить, что же такое человеческое досто-инство.
В различных языках слово «достоинство» всегда было связано с оп-ределенной социальной позицией, которую занимал человек. Действо-вать согласно своему достоинству означало поступать в соответствии с теми правилами и обязанностями, которые принадлежат занимаемому положению. Само слово «достоинство» означает «то, что заслуживает уважения и чести, и то, что имеет большое значение и ценность». Таким образом, в этом слове соединяются два смысла. Во-первых, оно обозна-чает, что некий субъект обладает ценностью. Во-вторых, достоинство означает соответствие жизни субъекта этой ценности. Для православной традиции очень важно установление соотношения между этими двумя аспектами достоинства.
В христианской культуре ценность человека незыблема и объективна. Человек принадлежит к творению Божию, о котором Господь сказал, что «этo хорошо». Но, оценивая человека, Бог выделил его перед всем творением, поскольку в книге Бытия сказано, что после сотворения пер-вых людей Бог благословил их. Это значит, что Бог пожелал блага чело-веческому роду, а пожелание Божие имеет неизменяемую силу. Таким образом, ценность человека определяется его ценностью в глазах Божи-их. Подтверждением этого является присутствие в человеческой природе печати самого Бога - Его образа (Митрополит Кирилл).

1raz9elite2

2.   Выделите в новогоднем поздравлении В.В. Путина базовые композиционные части. Найдите тезис речевого произведения и определите его место в структуре речи. Какие микротемы получили реализацию в основной части выступления? Какие методы изложения использует оратор? Какие функции выполняет заключение в структуре данной речи?
Дорогие друзья!
Через несколько минут наступит самый любимый, теплый, традици-онно семейный для нас праздник - Новый год. Для каждого из нас это особое торжество, это праздник мечты. И всех нас - таких разных - сей-час объединяют надежды на добрые перемены, объединяет чувство при-надлежности к одной большой семье, имя которой Россия.
Сегодня мы встречаем новый, 2007 год. Мы уже увереннее смотрим в будущее. Мы существенно расширяем горизонты наших планов. Это стало возможным благодаря общим усилиям по возрождению и укреп-лению страны в последние годы.
Мне бы хотелось, и мы сделаем все возможное, чтобы результаты, которых мы достигли в экономике, привели к серьезным положительным изменениям в жизни каждого конкретного человека. Чтобы меньше ста-ло бедных. Чтобы жизнь была связана не только с решением повседнев-ных проблем, а была бы наполнена любовью и заботой друг о друге. Чтоб детей было больше, и чтобы они были счастливы.
Наша задача в том, чтобы молодые люди получили современное об-разование, нашли достойное применение своим талантам и способно-стям, чтобы были здоровы.
Мы создаем условия для развития духовности и культуры, образова-ния и науки. Тех ценностей, которые и будут по-настоящему определять развитие России в будущем.
Уважение к людям старшего поколения - признак зрелости любого общества и его устойчивости. Государство обязано и будет поддерживать людей старшего поколения, но это не заменит им теплоты близких. Прошу вас не забывать о тех, кто сделал наше будущее возможным - о наших мамах и отцах, о дедушках и о бабушках.
Сейчас за праздничным столом - друзья, самые родные и близкие люди.
Я поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть все ваши же-лания исполнятся. Пусть будут здоровье и благополучие в каждой семье нашей большой страны.
Счастья вам! Удачи! С Новым, 2007, годом! (В. Путин)

3.   Прочитайте фрагмент текста выступления губернатора Красноярского края А. Хлопонина на заседании Государственного Совета России. Выявите тезис речи. Определите виды аргументов и виды демонстрации.
Вы знаете, что Россия в начале 1990-х гг. ушла от практики жесткого советского территориального планирования, которое базировалось на государственной собственности и монополии государства на принятие и реализацию ключевых экономических и политических решений. Безус-ловно, советская система регионального планирования перестала быть актуальной, как только была разрушена плановая экономика и Россия взяла курс на рыночные преобразования. Отказ от нее был оправдан. Однако в итоге мы пришли к другой, ничем не лучшей, крайности: фак-тически полному отрицанию необходимости комплексного регионально-го планирования, в котором взаимно увязаны федеральные и региональ-ные аспекты. Сегодня мы можем констатировать, что этот подход себя не оправдал, и мы стоим перед острой необходимостью формирования современной эффективной системы регионального планирования.
Одним из важнейших объективных критериев эффективности реали-зуемой в стране региональной политики является динамика различий между лидирующими и отстающими субъектами федерации по основ-ным показателям социально-экономического развития. В России, где эти различия традиционно были велики, они, к сожалению, продолжают рас-ти внушительными темпами. Например, в 2000 г. по объему промыш-ленного производства на душу населения различия между самым благо-получным и самым неблагополучным регионом составляли 64 раза, а в 2005 г. эти различия выросли до 281 раза. Похожие цифры и по другим показателям: разница в доходах региональных бюджетов на душу насе-ления выросла за 5 лет с 50 раз до 194 раз; объем инвестиций на душу населения с 30 раз до 44 раз, уровень безработицы с 29 раз до 33 раз. Эти цифры свидетельствуют о крайне низкой эффективности реализуемой сегодня региональной политики и необходимости коренным образом менять подходы. Действующая модель региональной политики создает слишком значительные антистимулы для развития экономики большин-ства регионов. Нам необходимо повысить именно экономическую эф-фективность региональной политики России.
Мы убеждены, что Россия сегодня готова к внедрению современной системы регионального планирования, адекватной нынешнему этапу развития нашей страны и соответствующей по качеству лучшим миро-вым образцам (А. Хлопонин).

1raz9elite2

4.   Какие аргументы использованы в данном фрагменте речи, посвященной Международному дню театра (27 марта)? При определении вида аргументов используйте терминологию разных исследователей (И.А. Стернина, А.А. Ивина, А.К. Михальской).
Россия внесла немалый вклад в мировую сокровищницу театра. В те-чение более чем трех веков он был не только зрелищем, но и культурным центром, предвестником реформ, лаборато¬рией прогрессивных идей. Как всякий живой организм, театр проходил разные этапы развития, видел и взлеты, и падения. Однако его вершины - такие, как драматургия Островского и Чехова, школа Станиславского, новаторская режиссура Мейерхольда и Вахтангова, - давно вышли за рамки национального достояния. В этот день мне хочется упомянуть Товстоногова, Любимова, Захарова, признав не только их выдающиеся творческие заслуги, но и гражданскую стойкость.
Заметное место в мировой культуре занимает наш музыкальный те-атр. Цивилизация сегодня немыслима без опер и балетов, написанных русскими композиторами. Обычный перечень выдающихся певцов, тан-цовщиков, исполнителей занял бы немало времени. Фигуры Федора Ша-ляпина, Анны Павловой, Святослава Рихтера, Майи Плисецкой стали символами своей эпохи. Дягилевские сезоны в Париже перевернули представления о балете. Классический танец оставлял надежду на воз-рождение русской культуры, зажатой рамками социалистического реа-лизма. У российского театра большое будущее! (Спичрайтер, 2007)

5.   Прочитайте рассказ об эксперименте, который провел профес-сор одного из американских университетов. Какие аргументы и какие виды демонстрации использует профессор для убеждения студенческой аудитории? В чем заключается своеобразие представленной аргументации? Убедил бы вас такой эксперимент?
Один из профессоров университета начал свою лекцию с того, что поставил на стол перед собой обычную стеклянную банку, затем достал из-под стола какой-то пакет и ни слова не говоря, стал перекладывать в банку содержимое пакета. Это были шарики для пинг-понга. Один за другим они заполняли пустоту в банке до тех пор, пока не достигли верхней кромки. Профессор взглянул на своих студентов: «Ну что, банка полная?»
«Конечно, полная!» - ответили ученики.
Учитель снова исчез под кафедрой. На столе появился другой пакет. Там была самая обыкновенная галька - камешки. Горсть за горстью профессор пересыпал ее в банку, до тех пор пока та могла в ней помес-титься. «Ну что, все?» - повторил он вопрос.
«Теперь все!» - дружно ответили студенты.
Профессор снова исчез, и на этот раз банка стала заполняться песком. Одна горсть, вторая, третья... «Ну, теперь-то все?» - посмеивался профессор.
«Да, теперь точно все!» - уверенно ответили ученики.
Но они опять ошиблись. На этот случай под столом у профессора была заготовлена банка пива. Он медленно открыл ее и, не торопясь, стал вливать пенящийся напиток в стеклянный сосуд. Заполнив его до конца, он остановился. «Ну, вот теперь точно все. Больше сюда ничего не войдет», - подытожил профессор.
Студенты переглянулись, не понимая, к чему затеян этот спектакль.
«А теперь представьте..., - начал профессор, - ...что этот сосуд - ва-ша жизнь. Шарики для пинг-понга - это то, что лежит в ее основе - се-мья, дети, друзья. Галька - это работа, дом, машина - менее значимые, но тоже неотъемлемые ее части. Песок - это всякая мелочевка. Теперь смотрите: вместимость жизни, как и этот сосуд, в общем-то ограничена. Если вы заполните ее только песком и галькой, в ней не останется места для шариков - для главного! Подумайте, что главное в вашей жизни. Определитесь с приоритетами. И в первую очередь наполните жизнь смыслом, заложите основу. А дальше - по убывающей - галька, ну и, наконец, песок. От того, насколько правильно вы это сделаете, будет зависеть успех вашей жизни».
«Извините, профессор..., - окликнула его одна из студенток, - ...что такое шарики, песок, галька, вы нам объяснили, но при чем здесь пиво?»
«Спасибо, что спросили. Я ожидал этого вопроса. Видите ли, дело в том, что какой бы полной ни казалась вам ваша жизнь, в ней найдется немного места и для баночки пива» (В. Познер) .

6.   Известно, что рекламный текст - средоточие самых разных способов убеждения. Прочитайте рекламный текст. Сформулируйте его тезис. Проанализируйте аргументационные способы воздействия на адресата, к которым прибегают рекламисты в этом тексте. Пробудил ли данный текст ваш интерес к такой стране, как Болгария? Ответ обоснуйте.