1.2. Основная часть методы изложения

Основная часть речи обычно рассматривалась риторикой как двухэлементная, т. е. состоящая из таких структурных компонентов, как изложение и доказательство, наглядно отражающих "объективный" и "субъективный" планы речевого произведения. Изложение отражало предметную сторону сообщения, доказательство - отношение говорящего к предмету речи.

На этапе диспозиции "изобретенные" ранее топы получают свою актуализацию в рамках двух моделей изложения: 1) модели "ad ovo" (от лат. букв. "от яйца", т. е. от основания, от первоисточника) и 2) модели "in medias res" (от лат. букв. "в середину вещей", т. е. действие в соответствии с существом дела).

Первая модель рассматривается как отражение естественного порядка следования элементов целого: события выстраиваются на линейной оси в порядке их осуществления и следования одного за другим в реальной действительности. В рамках этой модели используется исторический метод экспликации информации, т. е. изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени. Часто этот метод называют хронологическим.

Вторая модель предполагает искусственный порядок следования фактов и событий: говорящий не столько воспроизводит сами события, сколько анализирует сущность произошедшего или происходящего, моделирует событие в соответствии со своими целеустановками.

В рамках данной модели используются следующие методы изложения информации: дедуктивный, индуктивный, метод аналогии, концентрический и ступенчатый.

Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный.

Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы. Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание. Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином "витке" развертывания структуры речи.

Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему в рамках общей темы речи, оратор уже больше не возвращается к ней. При использовании стадиального метода говорящий реализует прием градации подтем сообщения. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.

Использование различных методов изложения материала в основной части речи позволяет сделать ее структуру оригинальной, нестандартной.