Ii. Диспозиция, или структурная организация речи

Я охотно прощаю все ошибки, кроме ошибок в последовательности частей речи.

Г. Гердер

Высокая степень эффективности речи зависит от искусной организации ее структуры.

Х. Леммерман

Если инвенция связана с определением предметного содержания будущей речи, то диспозиция призвана организовать, структурировать само сообщение как речевой акт. На диспозитивном этапе создания речи мы отвечаем на вопрос: в каком порядке необходимо расположить изобретенное? 

Выстраивание имеющейся совокупности идей в необходимом порядке в соответствии с замыслом создателя речи - второй этап риторизованного речепорождения, в результате которого формируется структура, или композиция речи.

Под композицией речи принято понимать "закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организацию материала, расположение его в определенной системе" [7, с. 205].

Возникает вопрос: сколько структурно-композиционных частей должно быть в публичной речи? Так, древнегреческий образец состоял из четырех частей: предисловия, изложения, доказательства, заключения (по Аристотелю). Римские риторы развили греческую схему до пятичастной: за доказательством следовало еще и опровержение слов противника. Позже в древнеримской риторике выделялось уже 7 - 8 частей речи: обращение, название темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение (по Квинтилиану). В традициях русской классической риторики считалось, что ораторская речь состоит из пяти частей: приступ и предложение, разделение и изложение обстоятельств предмета, доводы и опровержения, часть патетическая и заключение (по К.П. Зеленецкому). А так называемая строгая хрия - особый тип рассуждения, которым должен был овладеть в дореволюционной России каждый гимназист, - имела 8 частей: приступ, парафразис, причину, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее универсальной считается трехчастная композиция, включающая в себя: вступление (введение), основную (главную) часть и заключение.