1. Разработайте концепцию поздравительной речи декана, адресованную 1-го сентября первокурсникам.
2. Обозначьте проблемы, которые могут рассматриваться в рамках предложенных тем. Какая из тем представляется вам наиболее интересной, а какие проблемы наиболее актуальными?
· Наркомания среди молодежи.
· Состояние дорог в городе и области.
· Тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
· Экология планеты.
· «Точечная» застройка города.
3. Сформулируйте тезис речи, посвященный:
· юбилею А. С. Пушкина;
· открытию научной (студенческой) конференции;
· изданию (студенческой) газеты;
· гастролям знаменитого театра;
· коллеге, успешно защитившему диссертацию или добившемуся успехов в бизнесе.
4. Попытайтесь сформулировать тезисы, позволяющие развить следующие темы.
· Путешествия как способ познания мира.
· Занятия спортом – мода или необходимость?
· Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто.
· Дача – добровольное рабство или семейное увлечение?
5. Предложите темы, которые, с вашей точки зрения, заинтересовали бы: а) школьников младших классов; б) абитуриентов; в) студенческую разнородную аудиторию; г) преподавателей гуманитарных (или технических) специальностей; д) аудиторию политиков; е) музыкантов и актеров; ж) бизнесменов. В рамках предложенной темы сформулируйте проблему речи и тезис.
6. Разработайте концепцию убеждающей речи, тема которой «Риторика – самостоятельная гуманитарная дисциплина». В ходе осмысления предмета речи, ее проблемы и основного тезиса используйте некоторые теоретические положения статьи Ю.Н. Варзонина «Риторика и лингвистика»[9]. Представьте концепцию речи в виде кластера[10].
7. Прочитайте список тем, приведенных в разделе практикума «Вопросы и рефлексивные задания» (задание № 15). К каждой теме сформулируйте соответствующий тезис, учитывая при этом тип аудитории, которой речь адресована.
8. Разработайте концепцию речи, тема которой «Россия – страна контрастов». Подумайте, какой аудитории она будет адресована.
Выступите с сообщением на данную тему. Регламент выступления – 2 мин.