Задания на продуцирование речи

1. Посредством использования топоса «род - вид» «размножьте идеи», представленные ниже: любовь, дружба, свобода, ответственность, зависть, страх.
2. Составьте поздравительную речь, адресованную вашему коллеге. Используйте топы «целое - часть» и «свойства». Поздравьте виновника торжества.
3. Вы должны представить фрагмент научно-популярной лекции для школьников старших классов, посвященной подходам к определению риторики как научной дисциплины. Разработайте и представьте наглядно топическую схему лекции, которая определит ее содержание. Обязательно используйте топ «определение».
Выступите в качестве лектора перед аудиторией. Регламент выступления - 2-3 мин. Попросите коллег оценить вашу речь: а) с позиции ее восприятия школьниками; б) с позиции реализации в ней топов, представленных в схеме.
4. Составьте речь-описание своей записной книжки (ежедневни-ка), используя соответствующие смысловые модели. При этом описание должно отражать характер ее  (его) владельца. Выступите от «лица» записной книжки.  
5. Разработайте и представьте наглядно топическую схему для актуализации таких тем, как «Детство», «Школьные годы», «Моя (наша) студенческая жизнь» (аналогично образцу, предложенному Н.А. Тэффи: см. задание 2 п. «Аналитические задания»).
6. Опираясь на статью Ю. Н. Варзонина «Риторика и лингвистика» (см. хрестоматию «Риторика»), составьте сообщение о риторике как области знания, используя топы «целое - часть», «определение», «свойства», «сопоставление». Оформите сообщение письменно в форме тезисов, отражающих указанные топы.
7. Составьте рассказ о любом путешествии. Особое внимание в процессе создания речи уделите топосу «обстоятельства». Выступите с сообщением.
8. Ролевая игра «Собеседование».
I. Разработайте речь-представление, актуальную для коммуникативной ситуации собеседования при приеме на работу, обязательно используя топы «целое - часть», «свойства», «обстоятельства», «сопоставление».
II. Разбейтесь на пары. Распределите роли: один - «соискатель должности», другой - «работодатель». Расскажите о себе «работодателю». Он должен оценить информативность и убедительность речи «соискателя», выразить свое мнение о возможности / невозможности трудоустройства кандидата. Затем поменяйтесь ролями.
9. Составьте причинно-следственные цепочки к следующим тезисам.
• Богатство позволяет чувствовать себя свободным.
• Бедность позволяет чувствовать себя свободным.
• Богатство таит опасности.
• Бедность губительна.
10. Для реализации темы «Осень» (любое другое время года) подберите несколько цитат, которые представляют собой топ «примеры и свидетельства».
11. Расскажите о значении и символике вашего имени (именах ваших друзей, близких), используя соответствующий топ.
12. Составьте (письменно) топическую схему речи «Мой родной город (село)». Текст речи не записывайте.
Использование топической технологии позволяло античным
ораторам не записывать речь, а держать в памяти комбинации смысловых моделей.
Выступите с речью на указанную тему, опираясь только на созданную вами топическую схему.
13. Разработайте топическую схему речи, тезисом которой будет афоризм: «Хочешь быть оратором - стань сначала хорошим человеком» (Квинтилиан). Особое внимание уделите реализации топа «причина и следствие». Сформулируйте тему, которую раскрывает заявленный тезис, обозначьте возможную проблему. Выступите с рассуждением.