Курорт

Знаете ли вы, господа, что такое курорт? Курорт состоит из следую-щих элементов:
а) воды,
б) доктора,
в) больного и
г) музыки.
Вода течет из крана в стакан или в ванну. Доктор получает деньги и делает знающее лицо. Больной поддерживает докторское существование. Музыка допекает больного, чтобы он не так скоро поправился. Все, взятое вместе в определенных дозах, образует гармоническое целое, называемое - курорт.
Само собой разумеется, что это - только схема, набросок, руко-водство для детей, если бы они пожелали устроить себе домашний курортик! <...>
Вода
Курортная вода прежде всего должна быть скверна на вкус. Если она при этом имеет и вид отталкивающий, то ценится вдвое дороже и экспортируется в чужие страны как драгоценность. Если же она к тому же обладает и противным запахом, то ей цены нет! (Тэффи. Письма издалека).
Далее следуют описания каждого элемента «курорта».

3.   Какие смысловые модели использованы знаменитым кинорежиссером М.И. Роммом в представленных фрагментах его лекции «О профессии кинорежиссера»? Проанализируйте связь выявленных топов с задачами речи.
а) Если посмотреть на историю развития искусства самым поверхно-стным взглядом, можно увидеть, как армия работников искусства бурно и беспрерывно численно возрастает. Это связано с тем, что за последнее столетие стремительно возросло количество потребителей профессио-нального искусства. При феодализме чтение книг было уделом немногих избранных; театр представлял собою узкопридворное, аристократическое зрелище. Еще 100 - 150 лет тому назад, по сути говоря, профессионалы искусства были редкими людьми на земле. Даже такой великий композитор, как Иоганн Себастьян Бах, не мог жить за счет сочинения музыки. Баху платили только за то, что он был органистом в церкви.
То же самое можно сказать о писателях. Допустим, в России не-многим более ста лет тому назад такие великие писатели, как Жуковский, Баратынский, Лермонтов, не были профессионалами в точ-ном смысле этого слова. Только Пушкину писательский труд давал круп-ные суммы, потому что он был неслыханно знаменит. Литературой могли заниматься дворяне, помещики. И лишь во второй половине века начинает появляться прослойка литераторов-профессионалов. При развитом капитализме тиражи книг стали выражаться в десятках и даже сотнях тысяч экземпляров. В крупных капиталистических городах возникли десятки театров. Писатель впервые получил возможность существовать за счет открытой продажи своего труда. Популярный писатель стал богатым человеком, так же как популярный артист или художник.
Наконец, появилось кино, побившее все рекорды массовости зре-лища (М. Ромм).

б) Профессия режиссера, особенно в связи с синтетическим характе-ром нашего искусства, необыкновенно сложна. Ведь режиссер <...> дол-жен выступать в качестве инструктора целого ряда профессий. Ведь если он на основании сценария, предположим, увидел какую-то комнату, в которой молодой человек спорит с девушкой и звучит музыка, то надо найти этого молодого человека, эту девушку, надо добиться, чтобы они спорили так, как он себе это представил, и чтобы музыка была такая, и декорация была такая, и чтобы оператор снял с тем светом, который здесь уместен, - все это нужно суметь внушить целому ряду людей, причем внушить так, чтобы они поверили в закономерность именно такого замысла, прониклись тем же ощущением, и сами, добровольно, вдохно-венно выполнили увиденное режиссером. А ведь все это - разные люди. И с каждым из них нужно найти профессиональный язык: с оператором - профессиональный язык, касающийся света и композиции, с актером - профессиональный язык в области актерской работы, с художником, опять-таки, профессиональный язык архитектуры и планировки; и с му-зыкантом нужно объясниться о музыке так, чтобы он все понял (М. Ромм).

4.   Каким топом А. Блок открывает свою знаменитую речь «О назначении поэта»? Как вы считаете, какую роль данный топос может играть в реализации замысла речи?
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - то легкое имя: Пушкин.

5.   Определите смысловые модели, использованные во фрагментах выступления известного литературоведа М. Эпштейна «Творчество и язык». Какую функциональную роль выполняют эти топы в речевом произведении?
а) Аристотель говорил, что добродетель - это всегда равновесие меж-ду двумя крайностями: «Избыток и недостаток присущи порочности, обладание серединой - добродетели». Однако между крайностями, пороками трусости и безрассудства возникает не одна добродетель - мужество, а две - мужество и благоразумие. Между крайностями пороков всегда обнаруживается две добродетели. Например, между пороками скупости и расточительства - добродетели щедрости и бережливости. На любом уровне нравственного стояния личности обнаруживается эта невозможность совмещения двух добродетелей. Я это называю стереоэтикой (М. Эпштейн).

1raz9elite2

б) Приведу пример, понятный всем, кто имеет опыт жизни в тотали-тарном обществе. Скрипач приносит наибольшую пользу людям не тогда, когда он, мобилизованный на трудовой фронт, берет в руки лопату или топор, а тогда, когда он берет в руки скрипку и смычок. Нравственный императив требует от скрипача, чтобы он оставался скрипачом, и только в той редкой ситуации, когда мужское население истреблено и способность копать и рубить становится уникальным даром, тогда он этически обязан сделать то, что кроме него не способен сделать никто другой. Обязан не только по социальному заказу, по мобилизации, а именно этически - не для общества, а для замерзающих, голодающих, гибнущих. Вот эта уникальность, а не только универсальность, есть мера нравственного действия (М. Эпштейн).

1raz9elite2

6.   На основе каких смысловых моделей построена поздравительная речь одного из персонажей художественного фильма «Москва слезам не верит»? Оформите ответ в виде топической схемы. Как эти топы соотносятся с задачами данной речи? Внесите в схему дополнения: рядом с каждым топом запишите задачу речи.
Друзья! Сегодня мы с вами выпиваем не просто так. Сегодня мы с ва-ми выпиваем по поводу. И повод этот - день рождения нашего дорогого друга Гоши. И я хотел бы предложить выпить за его руки. На вид это обыкновенные человеческие руки. Но это только кажущаяся видимость. На самом деле перед вами руки золотые. Перед вами Слесарь с большой буквы «С». Вот у нас в институте есть кандидаты, да даже доктора наук, которые, с моей точки зрения, еще десять лет назад могли спокойно уйти на заслуженный отдых и никто не заметил бы их отсутствия до сегодняшнего дня. Но вот когда в прошлом году Гоша лег в больницу (ему вырезали аппендицит), у нас в институте большинство тем замерло. А за себя скажу: своей докторской диссертацией я на 70 % обязан при-бору, который сделал Георгий Иванович, и я думаю, что мое мнение может разделить половина докторов нашего института (х/ф «Москва слезам не верит»).

7.   Какие топы сочетаются в приведенном ниже фрагменте текста? Какую роль выполняют комбинации этих смысловых моделей в тексте?
Жить в добре и самоотвержении большинство героев Толстого совер-шенно неспособно. Но есть и такие, которые непрерывно живут в добре и самоотвержении. Отношение к ним художника Толстого не менее знаменательно.
Прежде всего таких образов у него до странности мало. В княжне Марье Болконской характерна религиозная созерцательность, а не деятельная любовь. В деятельной любви она ни горяча, ни холодна. Наташа, например, горячо поддерживает своего мужа Пьера в его замыслах деятельности на благо людей. Марья отрицательно относится к такой деятельности, и вот почему: «Пьер говорит, что все страдают, мучаются, развращаются и что наш долг помочь ближним. Разумеется, он прав, но он забывает, что у нас есть другие обязанности ближе, которые сам бог указал нам, и что мы можем рисковать собой, но не детьми» (В. Вересаев. Да здравствует весь мир. О Льве Толстом).

8.   Прочитайте фрагмент знаменитой речи-разоблачения Н.С. Хру-щева «Сталин и война», которая была произнесена на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 г. Выявите использованные в речи топы. Обоснуйте их роль в реализации концепции речи. Составьте кластер, отражающий связи смысловых моделей с компонентами концепции речи (см. рис. 1. «Концепция речи»).
Сосредоточение власти в руках одного человека - Сталина привело к серьезным последствиям во время Великой Отечественной войны.
Если взять многие наши романы, фильмы и исторические «научные труды», то согласно им роль Сталина в Отечественной войне является совершенно невероятной. Сталин якобы предвидел все. Советская Армия на основе стратегического плана, разработанного задолго до того Сталиным, применила тактику так называемой «активной обороны», т. е. тактику, которая дала немцам возможность дойти до Москвы и Сталин-града. Применяя такую тактику, Советская Армия, будто бы только бла-годаря гению Сталина, перешла в наступление и сломила врага. Истори-ческая Победа, которой добились Вооруженные Силы советской страны, которой добился наш героический народ, в таких романах, фильмах и «научных трудах» целиком приписывается стратегическому гению Ста-лина.
Каковы были факты на самом деле? До войны вся наша печать и вся наша политико-воспитательная работа отличались своим хвастливым тоном: если враг вступит на священную советскую землю, то на каждый удар врага мы ответим тройным ударом, мы будем бить врага на его тер-ритории и выиграем войну без больших потерь. Но эти декларативные заявления не основывались на конкретных фактах, которые действи-тельно гарантировали бы неприкосновенность наших границ.
Во время и после войны Сталин выдвинул тезис, что та трагедия, ко-торую перенес наш народ в первый период войны, была результатом «неожиданного» нападения немцев на Советский Союз. Но, товарищи, это совсем неверно. Как только Гитлер пришел к власти в Германии, он поставил себе задачу уничтожить коммунизм. Фашисты открыто гово-рили об этом, не скрывая своих планов. Чтобы добиться этой агрессив-ной цели, они создавали всяческие пакты и блоки. Например, преслову-тую ось Берлин - Рим - Токио. Многие факты из довоенного периода ясно показывают, что Гитлер готовился вовсю, чтобы начать войну про-тив Советского государства, и что он сосредоточил у советских границ крупные воинские, в том числе танковые, соединения (Н. Хрущев) .
9.   Проведите последовательный топический анализ фрагмента лекции известного ученого-физика С.И. Вавилова «Холодный свет». Представьте его в таблице, состоящей из следующих колонок.

1raz9elite2

Фрагмент текста

Смысловая модель

(топ)

Комментарии

(могут касаться комбинаций топов, их порядка в тексте и т. п.) 

 

1raz9elite2

Сочетание слов «холодный свет» всегда кажется неспециалистам странным и противоречивым, а потому, вероятно, до известной степени и привлекает к себе внимание. Источники света, с которыми мы знакомимся в обыденной жизни, в первых наших житейских опытах, - костры, спички, свечи, электрические, керосиновые и прочие лампы, всегда обладают теплом; прямые солнечные лучи греют и даже жгут, поэтому с незапамятных времен, много раньше всяких астрономических исследований и теорий, у человека возникла уверенность в том, что солнце очень горячо. Если народ говорит о зимнем солнце, что оно «светит, да не греет», то этим он подчеркивает, что это - парадокс, внутреннее противоречие. На почве такого донаучного и привычного слияния представлений о теплом теле и свете выросли древние теории света, отождествлявшие тепло и свет. По мнению многих древних философов и физиков, свет - это разреженный огонь. Огонь - это, так сказать, сгущенный свет. Такое воззрение держалось в науке долго, так думал еще великий Ньютон, задавая вопрос: «Не обращаются ли большие тела и свет друг в друга?» Было обычаем писать пространственные диссертации на тему об огне и свете. Сравнительно поздним примером такого рода сочинений может служить трактат «Об огне» знаменитого французского революционера и ученого Ж. Марата. Вот почему слова «холодный свет» до сих пор кажутся несколько насмешливыми и противоречивыми, и сочетание «теплый свет» звучит более вразумительно и естественно.
Однако современному физику оба термина, и «холодный свет» и «теплый свет», кажутся одинаково странными и условными. Они звучат для него почти так же, как «светлый звук» или «громкое тепло». Понятия «тепло», «огонь» и «свет» для нас совершенно независимы друг от друга. Тепло - это энергия беспорядочного движения молекул и атомов, из которых состоит тело; огонь - это раскаленный газ, а свет - электромагнитные волны той же природы, что и волны радио, распространяющиеся от тел в пространстве с огромной скоростью, около 300 тыс. км в секунду. Огонь может быть очень горячим, а вместе с тем бесцветным (таково, например, пламя горящего водорода). Понятие тепла относится к веществу и неразрывно с ним связано. В сущности, неправильно говорить о теплоте или холоде безвоздушного пространства, в котором распространяется свет, не теплый и не хо-лодный.
Все эти бесспорные доводы все же не могли искоренить в практике выражение «холодный свет». <...> Поэтому волей-неволей с этим неудачным с научной точки зрения выражением надо считаться, при-ходится его применять и до некоторой степени оправдывать.
Дело в том, что никаких недоразумений или внутренних противо-речий не останется, если вместо «теплого» или «холодного» света го-ворить о свете, распространяющемся из теплого или холодного ис-точника. Если на выражение «теплый» или «холодный» свет смотреть как на условное сокращение обозначение света от теплых или холодных источников, то, конечно, все возражения теряют свою силу (С. Вавилов).

1raz9elite2

10. Какими смысловыми моделями пользуется оратор в приведенном фрагменте речи? Какие авторские интенции реализуют эти топосы? Согласны ли вы с мнением ритора? Можно ли говорить о воздействующей силе топов?
Для меня искусство интересно тем, насколько оно отражает ду-ховный мир автора, человека, художника. Если это подлинное искус-ство. Но если это обман и попытка заработать деньги, то это явление совершенно другого порядка. Но если искусство подлинное, то оно всегда интересно, даже если картина страшная - она отражает страшный мир художника. А вот в Музее Помпиду я видел картины, которые производили, на мой взгляд, дикое впечатление на присутствующих. Я смотрел на этих посетителей. Вот экскурсовод убедительно рассказывает о том, как это гениально. Я смотрю в глаза человеку и вижу: он пытается в это поверить, но он никак не может этого сделать. А ему навязывают, говорят: вот в этом гениальность. Вы посмотрите на этот «Черный квадрат» Малевича. Ну, вы взгляните: какая сила, какая мысль! Какая драма! Напрягаются посетители, глаза из орбит лезут, и чувствую, не улавливают. Конечно, здесь есть что-то опасное. Попытка создать некий стереотип, некую моду, некий штамп, некий новый критерий, который помогал бы уводить людей от реальной жизни и создавать ложные ценности. Бог его знает, это сложное явление ... (Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Фрагмент передачи «Слово пастыря»).