Вопросы и рефлексивные задания
1. В чем заключается деятельность ритора на этапе "изобретения мыслей", или инвенции?
2. Попытайтесь проанализировать собственную речемыслительную деятельность, а именно процесс ментальной разработки речи. В каком порядке вы начинаете реализовывать концепцию речи? Могли бы вы рассказать о фазах инвенции, опираясь на собственный риторический опыт? Свои размышления и наблюдения представьте в форме письменной рефлексии.
3. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: "Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью"? Что значит "владеть мыслью" с точки зрения инвенции как этапа текстопорождения?
4. Паскаль Блез когда-то заметил: "Красноречие — это живопись мысли". Именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа к разделу "Инвенция…". Как вы думаете, почему? Прокомментируйте данное метафорическое определение с позиции своих знаний об инвентивном этапе создания речи. Свои размышления оформите в виде "письма преподавателю".
5. Из каких составляющих складывается замысел речи? Как они взаимосвязаны?
6. Как риторические категории пафос, логос и этос участвуют в формировании концепции речи?
7. Вспомните классификацию видов речи "по цели говорящего". Подумайте, какие области человеческой жизнедеятельности обслуживает каждый из этих видов речи? Представьте свои размышления в таблице.
Вид речи | Сферы актуализации вида речи |
8. Знаменитый Цицерон в трактате "Оратор" писал: "…Красно-речивым оратором <…> будет такой, речь которого как на суде, так и в совете будет способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе <…> А сколько задач у оратора, столько есть и родов красноречия: точный, чтобы убеждать, умеренный, чтобы услаждать, мощный, чтобы увлекать"[6].
Соотносится ли концепция античного автора с современной классификацией публичной речи "по цели"?
9. Что такое тезис речи? В каких отношениях в рамках общей концепции речи находятся тема речи и тезис, задача речи и тезис? Из каких этапов состоит процедура формулирования тезиса? Какие требования предъявляются к формулировке тезиса речи?
10. Английский психолог Александр Бэн утверждал: "Неприятие в расчет характера слушателей сделает бесплодными усилия даже крупного таланта".
Наблюдали ли вы ситуации, в которых оратор (например, лектор) не мог завладеть вниманием аудитории? Как вы думаете, какие факторы он не учел в своем выступлении? Какая риторическая категория не получила реализацию в выступлении этого оратора?
11. Представьте, что вы — преподаватель вуза, регулярно читающий лекции студентам. На какой тип аудитории вы должны ориентироваться? Составьте портрет предполагаемой аудитории, состоящий из следующих характеристик: социально-демографическая, интеллектуальная, количественная, статусно-ролевая, эмоционально-психологи-ческая.
12. Представьте, что вы — политик, регулярно выступающий перед различными группами населения. Какие типы слушателей будут встречаться вам чаще всего в профессиональной деятельности?
13. Издание "Спичрайтер: речи и выступления на все случаи жизни"[7]
советует, как выступать перед аудиторией, имеющей высокий уровень профессиональной и научной подготовки. Прокомментируйте рекомендации, приведенные в табл. 2. Составьте по данным рекомендациям портрет аудитории.
Таблица 2
ПРАВИЛЬНО | НЕПРАВИЛЬНО |
начать с яркого сравнения, неожиданной реплики, вызывающей положительные эмоции | демонстрировать свое превосходство; выступать вообще, если нет новых фактов, материалов |
четко сформулировать проблему, обосновать значимость ее решения | допускать повторы, тривиальные суждения |
вскрыть противоречия, трудности в решении проблемы, ложные подходы и спекулятивные точки зрения | уклоняться от существа проблемы, апеллируя к авторитетам; злоупо-треблять цитированием |
приводить суждения и выводы, доказательность которых должна быть безупречной с точки зрения логики и достоверности фактов | нарушать логику, последовательность аргументации |
придерживаться проблемного компетентного стиля речи, ссылаться на авторитетные для аудитории источники | нарушать регламент выступления, злоупотреблять "лирическими отступлениями" |
14. Внимательно прочитайте советы "Спичрайтера", представленные в таблице. Какому типу аудитории адресованы данные рекомендации?
Таблица 3
ПРАВИЛЬНО | НЕПРАВИЛЬНО |
быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, но показывать причины, их порождающие | заигрывать, льстить аудитории, идти у слушателей на поводу
|
подкреплять теоретические положения конкретными фактами | упрекать в незнании, некомпетентности |
периодически шутить | уклоняться от спорных проблем |
демонстрировать знание молодежных проблем, включая молодежный жаргон | противопоставлять молодых старшему поколению; ругать молодежь |
15. Помогите говорящему оценить степень уместности темы для указанной аудитории. Свой ответ обоснуйте: можно предложить определенную тему или нельзя; если можно, то какая проблема будет обсуждаться; если нельзя вовсе, то почему.
· В бухгалтерии:
1) "О воспитании молодежи". 2) "Налоговая политика правительства". 3) "Мода вчера и сегодня". 4) "О направлениях современного рока". 5) "Секреты рационального питания".
· Перед коллективом продовольственного магазина:
1) "Мода вчера и сегодня". 2) "Спорт — здоровье нации". 3) "Секреты французской кулинарии". 4) "Налоговая политика в Мексике". 5) "Социальные реформы правительства".
· В шахматном клубе:
1) "Спорт — здоровье нации". 2) "Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей". 3) "О новейших способах выращивания клубники". 4) "Новая система организации турниров по переписке". 5) "Как вести себя в обществе".
· Перед школьниками старших классов:
1) "Что такое современный рок". 2) "Вклад А. Карпова в теорию эндшпилей". 3) "Как вести себя в обществе". 4) "О новых способах выращивания клубники". 5) "Гастроли Мариинского театра в Новосибирске".
· На родительском собрании:
1) "О воспитании молодежи". 2) "О вузах города". 3) "О новой методике преподавания математики в старших классах". 4) "Как помочь детям подготовиться к экзаменам". 5) "Как организовать собственный бизнес".
· Перед профессорско-преподавательским составом технического университета:
1) "Как организовать фермерское хозяйство". 2) "О перспективах развития сферы образования". 3) "О федеральном финансировании научно-технических исследовательских проектов". 4) "Как организовать собственный бизнес". 5) "О проблемах культуры речи".
16. Проанализируйте свою риторическую практику. В каких коммуникативных ситуациях вы выступали в роли конструктивных слушателей, а в каких — в роли конфликтных? Часто ли вы бывали "соглашателем" и почему? Приходилось ли вам демонстрировать качества инфантильного слушателя? Если да, то объясните причины этого и вспомните, какими были условия общения.
Оформите свои размышления в виде "письма преподавателю".