Смысловая модель «причина и следствие»

Классики риторики, Аристотель и Цицерон, считали умение выявлять и показывать причинно-следственные отношения в речи главным достоинством хорошего оратора. "Причина и следствие" – смысловая модель "размножения идей", представляющая собой еще один универсальный способ воплощения темы речи.

Причинно-следственные отношения особенно важны в процессе аргументации. Помните, что без умения правильно определять причины, порождающие то или иное явление, и анализировать возможные последствия невозможно построить ни одно рассуждение с четкой и точной аргументацией.

Блестящий пример такой аргументации содержится в работе Чарльза Дарвина "Происхождение видов". Вывод – "Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока" – ученый получает, используя следующую цепь причинно-следственных отношений: "Старые девы любят и держат кошек. Кошки истребляют мышей. Мыши разоряют гнезда полевых шмелей. Полевые шмели опыляют посевы клевера на полях. Клевер урождается, если нет мышей, но есть полевые шмели. Коровы получают в достатке корм, и удои молока увеличиваются".

Речевая практика показывает, что при создании текста речи использовать топ "причина – следствие" можно в разных направлениях: одна причина имеет одно следствие, несколько причин приводят к одному явлению, одна причина порождает несколько следствий. Например, к числу причин ухудшения самочувствия у пожилых людей относятся магнитные бури, повышение атмосферного давления, загрязнение окружающей среды. С другой стороны, только одна такая причина, как Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., вызвала огромное количество следствий, среди которых гибель людей, разрушенные города и села, уничтожение материальных и культурных ценностей.

В нашем примере развитие темы "Лето" с помощью смысловой модели "причина и следствие" также возможно в самом широком диапазоне: от объяснения причин смены времен года до перечня следствий – летних изменений в природе.