Смысловая модель «целое – часть»

Данная модель предлагает рассматривать предмет речи как совокупность составляющих его конкретных частей и элементов, которые можно описать по отдельности. Расчленение понятия в речи отражает такие механизмы мысли, как анализ и синтез.

Довольно часто в структуре речи описание отдельных его частей следует непосредственно за определением предмета. Например: "Карандаш – одна из письменных принадлежностей (определение). В нем два элемента: деревянная палочка и графитовая сердцевина

(части)".

"Разделение предмета на части" – сложная мыслительная операция, демонстрирующая умение говорящего отмечать "детали" окружающего мира. При этом выделение частей предмета речи подчиняется двум принципам: 1) функциональности и 2) дифференциации. Первый предполагает выделение только тех частей, которые обеспечивают предмету его функциональность. Второй принцип требует отмечать только те элементы, которые отличают объект от других сходных объектов.

Так, составляя рассказ о лете, мы определяем лето как часть годового цикла, начало которого приходится на июнь, разгар – на июль, а конец – на август. При этом окончание лета мы связываем, как правило, не только с погодными условиями и природными характеристиками (понижение температуры, сокращение светового дня), но и с наступлением нового учебного года в образовательных учреждениях.