1.1. Цель речи

Основным импульсом создания речи выступают целевые установки, или коммуникативно-речевые намерения, ритора.

Цель речи - это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Целеполагание, источником которого выступают намерения, или интенции создателя речи, является центральной категорией, лежащей в основе понимания природы риторического.

Первая попытка классификации речей по цели была предложена Аристотелем в его "Риторике". "Дело речей совещательных - склонять или отклонять <…> Что же касается судебных речей, то дело их - обвинять или оправдывать <…> Дело эпидейктической речи - хвалить или порицать" [2, с. 25].

В современной теории риторики на основании критерия "цель речи" выделяют следующие основные ее виды, наиболее распространенные в ораторской практике: информационная, протокольно-этикет-ная, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная речь. 

Сегодня классификация речи "по цели говорящего" считается одной из самых популярных [см. 5; 3; 6; 1] и наиболее удобной для практического обучения искусству публичного выступления.

Цель информационной речи заключается в передаче сведений, призванных сформировать у аудитории новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Протокольно-этикетная речь ставит целью соблюдение традиций общения в той или иной официальной ситуации, выполнение соответствующих требований этикета, ритуала, сопровождаемое созданием у адресата определенного эмоционального настроения (чаще всего радости, гордости).

Убеждающая речь - это выступление, в котором говорящий преследует цель заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия аудиторией.

Цель развлекательного выступления - поднять настроение слушателей, развлечь аудиторию.

Цель конкретизируется в виде задачи. Задача речи - это конкретизация цели, возникающая в определенной ситуации общения. Общая цель (информировать, убеждать и т.п.) в речи оратора уточняется и становится задачей речи. Так, например, выступая с докладом на научной конференции, вы преследуете цель - информировать слушателей. Эта цель получает свою актуализацию в задачах речи - рассказать о результатах научного эксперимента, представить новую процедуру научного анализа. Или вы выступаете, например, перед акционерами с обоснованием предложения о внесении изменений в устав компании. Цель речи в данном случае - убеждение. Задачи - убедить собрание акционеров пересмотреть содержание устава и внести в него необходимые поправки.

Таким образом, представленное понимание цели и задач речи свидетельствует о реализации категории  пафоса в процессе формиро-вания концепции речи.